Президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко
Если бы Михаила Николозовича Саакашвили не существовало, его необходимо было бы придумать. С такой амбициозностью "королевство маловато" было для него в Грузии.
Это вынуждало его все время меряться влиянием с Путиным и с Россией. Поскольку потенциалы двух стран были просто несравнимы, единственное, чем Саакашвили мог подкрепить свои претензии на равный российскому президенту статус — отсылки к своему эксклюзивному партнерству с США. Поэтому он всегда подчеркивал свои особые отношения с Вашингтоном: от присутствия в правительстве иностранных специалистов и советников до содержания государственного аппарата Грузии, включая президента, за счет средств Госдепа США и фонда Сороса.
Попытки Саакашвили прыгнуть выше головы закончились для Грузии военно-политической катастрофой, а самого Михаила Николозовича разыскивает грузинская прокуратура, заочно предъявившая ему целый букет обвинений.
Получив по протекции Вашингтона назначение губернатором Одесской области, Саакашвили не изменил себе. Все так же главным светом в его окошке является стремление утереть нос России и Путину. Все так же главный аргумент — эксклюзивные связи с американским истеблишментом. И все так же Саакашвили гордо рассказывает, как он и его команда получают зарплату от Госдепа США.
Все так же Саакашвили выходит за рамки своих полномочий, заявляя о готовности развернуть под Одессой базу НАТО (подобное решение является прерогативой Верховной Рады, предложения должны подавать центральные органы исполнительной власти, а проблемы землеотвода необходимо согласовывать с местным самоуправлением, но никак не с губернатором).
На украинскую элиту павлиний хвост беглого экс-президента Грузии производит неизгладимое впечатление. Местные руководящие "евроинтеграторы" тоже считают, что похвала американского посла является высшим признанием, а зарплата от Госдепа — предел их мечтаний. С их точки зрения Саакашвили — живое воплощение "украинской мечты" (даром что бывший грузин, без году неделя ставший украинским националистом). Поэтому должностей лишаются государственные чиновники (в том числе прокуроры) из других регионов, вздумавшие аккуратно, в рамках евроинтеграционой риторики усомниться в высочайшей квалификации Михаила Николозовича и в наличии у него достаточного опыта для управления Одесской областью (сравнимой с Грузией по численности населения и далеко превосходящей ее по экономическому потенциалу и стратегической важности).
Но, кроме позиции украинских марионеток существует еще и объективная реальность. И вот здесь болтливость амбициозного грузино-украинца явно вредит стратегическим интересам Вашингтона.
О том, что активное участие разыскиваемого грузинскими властями экс-президента в украинской политике вредит налаживанию нормальных отношений между мягким проамериканским, но ориентированным на защиту государственных интересов Грузии режимом в Тбилиси и радикальным марионеточным проамериканским режимом в Киеве, я уже писал. Но публичные заявления Саакашвили о том, что его и команду таких же беглецов от грузинского правосудия содержит Вашингтон, ставит под вопрос ориентацию Грузии на США. Все-таки одно дело, когда Саакашвили прячется у своего кума — Порошенко, а другое дело, когда США его официально содержат и поддерживают.
Кроме того, одновременные заявления Саакашвили о получении зарплаты от Госдепа и необходимости создать под Одессой базу НАТО и посла Пайета — о том, что Вашингтон рассматривает Одесскую область как лабораторию реформ, ставят вопрос о суверенитете Украины над стратегически важным регионом.
Напомню, что военную кампанию против Донбасса Киев начал только потому, что регион желал получить больше полномочий в рамках украинского государства. При этом местные лидеры не планировали получать зарплату в России.
Ситуация в Одессе значительно более критична по сравнению с тем, что было в Донбассе. Губернатор самостоятельно принимает решения, выходящие за пределы его полномочий. При этом его и команду содержит иностранное государство. Саакашвили не скрывает того, что координирует свою деятельность непосредственно с Вашингтоном, минуя Киев. Заодно он стремится получить под Одессой базу иностранных войск из подконтрольного тем же американцам блока НАТО.
Фактически можно вести речь о политической сепарации региона от остальной Украины без формального объявления независимости. Надо сказать, что самостоятельность Коломойского в Днепропетровске, так раздражавшая официальный Киев, была куда меньшей.
В общем, в результате неуемной болтливости Михаила Николозовича, потешно уверяющего Одессу и окрестности в том, что он полномочный наместник США в регионе, Вашингтон получает, кроме проблемы с грузинским правительством, неприятную возможность в обозримой перспективе столкнуться с необходимостью отвечать на вопрос, по какому праву США вывели Одесскую область из конституционного пространства Украины и перехватили управление ею путем назначения Саакашвили представителем Госдепа в регионе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.