Марчелло Мастроянни ступил на грузинскую землю в марте 1988 года. Всемирно обожаемый итальянский актер прибыл ночным рейсом из Москвы. Среди встречавших в тбилисском аэропорту был его друг Сергей Параджанов.
На великого итальянца, привыкшего к иллюминированной Европе, столица Грузии, тускло мерцающая желтым электрическим светом, вначале произвела гнетущее впечатление. Мрачный и угрюмый Сергей Параджанов, который будто не был рад приезду друга, не способствовал поднятию настроения.
В огромном фойе гостиницы было также темно, и лишь в дальнем углу мерцал свет лампы. Едва ли на ощупь Мастроянни вместе с Параджановым подошли к стойке регистрации, портье спал. Параджанову пришлось толкнуть молодого парня в плечо, чтобы разбудить. Тот, сонно подняв глаза и увидев двух маэстро, сначала растерянно спросил у темноты «Мастроянни?». «Мастроянни!» – ответил Марчелло, обрадовавшись, что его узнали. «Маааассстрояяяннниии!!!» – закричал парень во все горло, вскочил со стула и раскинул руки.
Еще мгновение и ослепительно белый свет озарил гостиничный зал. Перед гостем предстала картина: прямо в фойе были расставлены столы, ломившиеся от изысканных грузинских кушаний, люди за столами стоя приветствовали дорогого гостя, держа в руках роги с золотистым кахетинским вином. Дальше началось действо, достойное маэстро, с песнями, зажигательными танцами и множеством сюрпризов в стиле Сергея Параджанова.
Марчелло Мастроянни находился в Грузии три дня. Была встреча с актером в Государственной филармонии имени Закария Палиашвили и показ фильмов с его участием. Великого гостя ознакомили с достопримечательностями, отвезли, в частности, в Гори в дом-музей Иосифа Сталина. Побывали в монастыре Джвари.
Из воспоминаний кинорежиссера Эльдара Шенгелая: «Марчелло мы накрыли стол в доме Резо Табукашвили и Медеи Джапаридзе. У меня дома тоже он был. Потом отвезли к Серго Параджанову. Там весьма интересная история случилась. Параджанов жил на Мтацминда, в таком месте, куда до конца улицы не могла подниматься машина большого размера. Мы сошли с автомобиля и дорогу продолжили пешком. В этот момент из одного из итальянских двориков вышла женщина с ведром. Когда она увидела Марчелло, замерла, вдруг выбросила ведро и начала кричать: «Марчелло приехал, Марчелло приехал!», так и вбежала крича во двор. Мы зашли к Сержику, это был удивительный человек, человек-театр. Когда вышли от Сержика, внизу нас поджидало огромное количество людей с цветами, они подошли к Марчелло. Он был поражен: "-Так тепло меня даже в Италии не встречали!", сказал со слезами на глазах».
Из воспоминаний кинорежиссера, сценариста Ираклия Квирикадзе: «Я занимался тбилисской программой Мастроянни, так как предполагалось, что я для него должен был писать сценарий. Утром приезжаю к Параджанову домой, чтобы предупредить его о предстоящем визите итальянского гостя. Параджанов встречает меня мрачный, в кальсонах и со шприцем (он сам себе делал уколы инсулина). У него приступ диабета. Настроение дурное.
– А кто такой Мастроянни? – спрашивает он меня и заверяет, что никогда не слышал этого имени (притворяется, конечно). – Не хочу его видеть, ну его в ж… Я болен!
Вернувшись в гостиницу к Мастроянни, застаю его в подавленном настроении. Оказывается, ночью пришла весть из Лос-Анджелеса, что его номинация на «Оскар» провалилась. (Мастроянни был номинирован за лучшую мужскую роль в фильме «Очи черные» режиссера Никиты Михалкова).
Ну, думаю, и попал же я в переплет. Оба гения в плохом настроении. И все-таки рискнул повезти Марчелло к Параджанову. Та ночь стала для всех незабываемой. Гостей собралось множество… Старые стены ветхого параджановского дома готовы были обрушиться от нашего хохота. И чтобы этого не случилось, Сергей вывел гостей на ночную улицу знакомить соседей с живым Марчелло Мастроянни.
Восторженные крики разбуженных соседей подняли весь Сололакский квартал! На узкую улочку стали стекаться люди с бутылками вина, сыром, зеленью. Соорудили длинный стол, и начали пиршество. Светила предрассветная луна. Марчелло слушал импровизированные грузинские песнопения, пил вино и был истинно счастлив. Он кричал: «В задницу все «Оскары»! Требую политического убежища! Остаюсь жить в Тбилиси!».
В другой раз Параджанов и Мастроянни были одни в доме, пили кахетинскую чачу, закусывали армянским лавашом, сыром, яблоками и беседовали, прекрасно понимая друг друга. А потом, уже поздно ночью, в приподнятом настроении отправились в гости к сестре Параджанова Анне выпить кофе. По пути Параджанов остановился возле соседского дома, где жила некая фанатка Мастроянни, стены комнаты которой вместо обоев были оклеены портретами итальянского актера. Сергей сказал Марчелло, что здесь живет женщина, которая бредит «Браком по-итальянски» и «Разводом по-итальянски», и попросил постучать ей в окно.
Актер легко выполнил просьбу и отошел в сторону. Был третий час ночи. Вскоре окно отворилось, откуда высунула голову соломенная вдова в бигудях. Параджанов пьяным голосом обратился к женщине: «Я же тебе обещал, что приведу к тебе на ночь Марчелло Мастроянни. Вот, забирай!» «Пить надо меньше!», – ответила поклонница итальянского кино. «Вправду, вправду он!» – пытался убедить Параджанов.
Вдова была наслышана о чудачествах соседа, но такого не ждала: под акацией действительно кутался в плащ ничего не соображающий, переминающийся с ноги на ногу самый настоящий Марчелло Мастроянни. В ту ночь она долго не могла уснуть, а утром стояла у окна и смотрела на акацию, где рядом с непутевым соседом ей привиделся кумир ее молодости…
Находясь в Тбилиси, Марчелло Мастроянни дал несколько интервью грузинским газетам. Одно из них – газете «Молодежь Грузии». Вот как описывают встречу с маэстро журналисты Н.Халатян и М. Елигулашвили: «– О, боже мой! – с чисто итальянским темпераментом Марчелло Мастроянни так картинно воздел руки к небу, что нам показалось, будто он произнес это восклицание по-грузински. – Вас еще и двое?! Как будто одного мучителя на мою бедную голову не хватило бы. Я в Тбилиси только два дня. Но мне уже кажется, что здесь три миллиона журналистов».
«…О грузинском гостеприимстве готов хоть целый час говорить, – сказал в интервью Марчелло Мастроянни. – Я два дня ощущал себя рождественским гусем, которого откармливают на убой. Еще неделька такой жизни, и я бы куда-нибудь спрятался. Ненадолго просто отдохнуть. Мне было бы очень грустно на долгое время расставаться со своими здешними друзьями. А мои друзья – актеры, режиссеры и зрители…
На каждом шагу я окружен всеобщим вниманием. Причем свои эмоции у вас выражают с таким темпераментом, который можно наблюдать разве что у итальянцев. Вообще грузины и итальянцы, как выяснилось, во многом похожи. Ваши люди мне очень понравились. Знаете, отдельных людей, обладающих чувством юмора, можно встретить везде. Но чтобы юмор, ирония, умение подшучивать над всем, в том числе, в первую очередь, и над собой, были в чертах общенационального характера – это большая редкость. И этот прекрасно!».
«Я полон впечатлений от вашей гостеприимной республики, – сказал в интервью газете «Заря Востока» Марчелло Мастроянни. – Очень многое напоминает мне здесь родную Италию. Но здесь гораздо более теплые и люди, и погода, которые располагают к созданию хороших фильмов».
автор — Бесик Пипия, Sputnik Грузия
из серии очерков автора "Великие в Грузии".
Использованная литература:
Иванишвили Джильда. Теплые люди и погода располагают к созданию хороших фильмов. Газета «Заря Востока», 15 марта 1988.
Халатян Н., Елигулашвили М. Маэстро Мастроянни. Газета «Молодежь Грузии», 17 марта 1988.
Квирикадзе И., Великий шоумен. В книге: Сергей Параджанов. Коллаж на фоне автопортрета. Жизнь – игра. Нижний Новгород, «Деком», 2005.
Эбаноидзе Александр. Под Святой горой. Журнал «Вокруг света», №1 2006.
Синельников Михаил. Бриллианты Параджанова. Журнал «Огонек», №52, 2008.
Бадасян Эдита. 101 портрет в объективе Юрия Мечитова. ИА «Эхо Кавказа», 21 января 2011.
Бердзенишвили Дэви. Тбилиси – город звездный. Газета «Головинский проспект», 3 марта 2011.
Кунцев Гарри. Жил-был Параджанов. Рассказ очевидца. Журнал «Искусство кино», №8, 1995.