Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года. Смотрите на архивных кадрах, почему ни Мюнхенские соглашения, на московский договор о ненападении не смогли предотвратить Вторую мировую войну.
Начало двадцатого века. Поражение в Первой мировой войне и унизительные условия Версальского договора не могли не породить в Германии реваншистских настроений. На этом фоне приход к власти в 1933 году национал-социалистической рабочей партии во главе с Адольфом Гитлером выглядит вполне закономерным.
Что же провозглашает рейхсканцлер: "Окончательное решение – в расширении жизненного пространства!", и поэтому — "Германская армия должна быть готова к действию. Германская экономика должна быть готовой к войне".
Слова не расходятся с делом.
Германия выходит из Лиги Наций, отказывается от участия в конференции по разоружению, вводит в стране всеобщую воинскую повинность.
11-е июля 1936 года: "Правительство Рейха признает полный государственный суверенитет Австрии", но не пройдет и двух лет, как эта страна будет беспрепятственно поглощена Германией.
А в сентябре 1938 года происходит событие, которое в истории оценивается не иначе как сговор. В Мюнхене премьер-министры Великобритании и Франции — Чемберлен и Даладье, Германии и Италии — Гитлер и Муссолини подписывают соглашение, по сути позволившее расчленить Чехословакию. Аннексирована Судетская область. Через полгода немецкие войска, нарушив уже и мюнхенские договоренности, полностью оккупируют всю Чехию — политика, так называемого, "умиротворения" начинает приносить плоды.
Попытка создания англо-франко-советской коалиции заканчивается провалом. По-другому и быть не могло: британский премьер не скрывал своих планов: "для нас самым лучшим исходом было бы, если эти цепные псы – Сталин и Гитлер – сцепились и разорвали друг друга".
В ответ Сталин дает Гитлеру согласие на проведение переговоров. И 23 августа 1939 года министр иностранных дел Германии прибывает в Москву. В тот же день в Кремле будет подписан "Договор о ненападении", больше известный как "пакт Молотова — Риббентропа". Вместе с договором составлен секретный дополнительный протокол, предусматривающий "разграничение сфер обоюдных интересов в Восточной Европе".
Если Мюнхенские соглашения характеризуются как "прелюдия к войне», то оценка московского договора далеко не однозначна. Кто-то называет Пакт победой советской дипломатии в условиях военно-политического кризиса, кто-то – сговором о разделе мира, третьи – ответом на вопрос «с чего началась вторая мировая война".
А началась она через неделю после банкета по случаю успешного окончания советско-германских переговоров.
1 сентября 1939 года гитлеровские войска вторглись на территорию Польши, что вынудило Великобританию, Францию и ряд других стран объявить Германии войну.
К осени 1940 года в Советско-германских отношениях произошли существенные перемены.
Визит Молотова в то время Председателя Совмина и министра иностранных дел в Берлин должен был снять нарастающую напряженность и взаимное недоверие. Любезный прием, оказанный советскому визитеру, конкретных результатов, однако, не дал.
В это время в столице Рейха уже завершалась разработка плана "Барбаросса":
"…Кормить так, что б были живы только и могли работать…., колхозное устройство не разрушать – оно подходит нам… Для нас – немцев — важно ослабить русский народ до такой степени, что б он не был больше в состоянии нам помешать установить немецкое господство в Европе".
Прощаясь с Молотовым, Гитлер выразил сожаление, что "…ему до сих пор не удалось встретиться с такой огромной исторической личностью, как Сталин, тем более что, может быть, он сам попадет в историю…"
К несчастью, желание фюрера сбылось – в историю он попал.