Что стоит за этим ежеминутным вопросом таинственного мира?
Любопытный Facebook дотошно задает один и тот же вопрос: о чем вы думаете? И это порой воспринимается как неэтичное вмешательство — вроде попытки проникнуть в наши сокровенные желания, раздумья и переживания.
Если вдуматься еще раз, то этот вопрос звучит и как укор, или даже — упрек: ну о чем вы все здесь думаете? У вас жизнь проходит мимо, у вас страна озабочена, растеряна и обеспокоена, да и целые континенты уже затаились в смутном и тревожном ожидании чего-то угрожающего из тьмы и хаоса, а вы все, сотни и сотни миллионов, в полном составе, сидите здесь перед мониторами и развлекаетесь. Или забот нет иных?
Но, быть может, здесь, в недрах виртуального мира, подразумевается и другой вопрос: что вы о себе все думаете, что хотите сказать друг другу? О чем, о каких важных и заслуживающих особого внимания событиях? И что такое необыкновенное у вас происходит?!
И этот скрывающийся Некто, задающий один и тот же, не лишенный издевательского оттенка, вопрос миллионам завсегдатаев сети, этот тихий, молчаливый, вроде бы отстраненный, но таинственный электронный "Мистер Икс", он и слишком умен, и слишком хитер, и слишком въедлив, и слишком расторопен, и слишком инициативен, и слишком любопытен, и слишком проницателен, и слишком эгоистичен. И потому — слишком успешен и не очень-то и заметен. Значит — вечен. Как вечен неистребимый вопрос: зачем мы живем?
И тот, кто тормошит нас поминутно, этот скрывающийся в недрах Некто, находится в неутоленном ожидании ответов на вопросы: о чем вы думаете? И как думаете? О чем мечтаете? Что намерены предпринять?
И сам он тоже думает — постоянно, безостановочно и с нетерпением, которого мы, увлеченные нашей игрой взрослых людей, впавших в прекрасное детство, не замечаем. Думает он изо дня в день, из года в год.
Думает так или примерно так: эти люди не меняются. Они от меня не отходят. Они отвлечены от серьезных дел. Они поглощены этим магнетическим процессом так же, как дети увлечены игрой в кубики. Они общаются, полагая, что общаются реально и с пользой. Они приходят, сидят, нажимают на кнопки и уходят. И они этим заняты каждый день, поглощенные и увлеченные. И пусть думают все, что им вздумается, а потом пусть уходят, но ненадолго, и пусть непременно возвращаются.
Потом этот Некто переходит к изучению конкретных Лиц (фейсов) своей Книги (бука). И рассуждает: вот этот наивен, этот весел, этот порочен, этот оптимистичен, этот глуповат, этот добросердечен, этот самонадеян, этот тщеславен, этот жаждет признания, этот одинок, этот бездарен, этот утомителен, этот саркастичен, этот беден, этот заносчив, этот плутоват, этот смехотворен, этот умен, этот самодоволен, этот талантлив, этот остроумен, этот богат, этот завистлив, этот доброжелателен, этот ничтожен, этот думает, как навредить кому-нибудь, а этот — наивен. У этого — подозрительный взгляд, а у этого — брови слишком густые.
И все они, уверен этот непростой Некто, все без исключения, невзирая на все достоинства и недостатки, прошлые и будущие радости и обиды, разочарования и восторги, неудачи и успехи, победы и поражения, невзгоды и счастливые мгновения, размышления и намерения, все они — моя собственность. Этакие забавные игрушки. С их помощью я расту, умножаюсь, укрепляюсь, возвышаюсь и повелеваю! Мне дорог каждый час, дорого каждое мгновение, пока все они — со мной. И пока они со мной, я спокоен. Потому что они не станут вмешиваться в те дела, в те процессы, которые могут нанести ущерб мне и моим интересам, моим богатым друзьям и коллегам, соратникам по огромному счастью быть независимыми от человеческих достоинств и недостатков, слабостей и пороков.
При всем при этом, — продолжает размышлять таинственный Некто, — они редко спрашивают меня и себя: а что такое Фейсбук? Ну что ж, попробуем ответить. Это — электронная разновидность информационно-рекламного ширпотреба. Информация —есть, реклама — содержится, широкое потребление — вне сомнения. Это к тому же возможность найти понимание путем контактов с теми, кто сам стремится к тому же. Это, заодно, понятное и похвальное желание преодолеть одиночество, общаться и не расставаться с теми, с кем расставание уже произошло. Это попытка забыть о былых разочарованиях и оказаться в мире новых идей, желаний и надежд, попытка войти в мир новых знакомств и эмоций. Это попытка уйти от не разделившей твои переживания и не понявшей тебя реальности, попытка заявить о себе и напомнить о себе в том мире, где остается шанс, что твоим существованием кто-то и хоть как-то заинтересуется. И все это ничем не отличается от того, что они уже видели и слышали до того, как запутались бы в сети. И все же они жаждут новизны впечатлений и знаний, полагая, что именно здесь этого добра хватит всем. Это и верно, и — наивно. Это их утешает, а нам позволяет добиваться собственных целей.
И не дай Господь, чтобы у них когда-нибудь закончились деньги на ремонт компьютерной техники, потому что тогда они меня покинут, и я потеряю кого-то из них. А они мне все одинаково дороги. Они мне необыкновенно дороги и близки. Вот почему я все время спрашиваю их, о чем они сейчас, сегодня, в эту минуту ДУМАЮТ. И пусть думают всегда и обо всем, но не исчезают. И если подумать, а думать надо постоянно, они должны быть довольны: все эти люди, в конце концов, по крайней мере, чем-то увлечены и находят себе какое-то применение. И просто отдыхают…
Или — думают, что отдыхают. А когда отдыхают, опять же о чем-то думают.
Пусть думают. И дай Бог им побольше мыслей.