Конституционный суд Грузии в среду, 16 сентября, принял решение, согласно которому вторая часть статьи 205 УПК Грузии противоречит первой и шестой частям Конституции Грузии. В частности, главный закон страны гласит – максимальный срок предварительного заключения человека составляет девять месяцев, а в Уголово-процессуальном кодексе написано, что срок предварительного заключения может быть изменен.
Казалось бы, маленькая неточность, если бы не одно но. Решение было принято на основании иска адвокатов экс-мэра Тбилиси «Георгий Угулава против парламента Грузии», обвиняемого в нескольких преступлениях и уже на протяжении 14 месяцев находящегося под стражей.
К истории вопроса
Адвокаты Угулава с данным иском обратились в Конституционный суд страны в апреле текущего года. В июне служители фемиды приступили к рассмотрению дела. Кульминационный момент настал в день вынесения решения, 15 сентября. Решение у суда было, однако на хватало подписи Мераба Турава – одного судьи коллегии. По официальным данным, судья Турава заболел, попал в больницу, не смог ознакомиться с решением суда и по этой причине не поставил подпись. И именно это, возможно, стало причиной вчерашнего решения суда, когда председатель Конституционного суда Георгий Папуашвили зачитал документ.
Поспешишь – людей насмешишь
Через несколько часов после оглашения решения Конституционного суда, которое обжалованию не подлежит, сторонники Угулава и члены партии «Единое национальное движение» с постановлением отправились к т.н. «Матросовксой тюрьме», где находится бывший градоначальник. Постановление пытались всучить чуть-ли не каждому попавшемуся представителю власти – начиная от обычных охранников тюрьмы, заканчивая министром по исполнению наказаний и пробации Грузии. Не учли одного – решение об освобождении того или иного лица принимает суд, так как именно суд решает отправить или нет человека за решетку.
Как быть?
Несмотря на то, что Конституционный суд установил несоответствие части 2 статьи 205 УПК Грузии с частями 1 и 6 статьи 18 конституции Грузии, тем самым «намекнув» о незаконности содержания Угулава в тюрьме, встал вопрос об исполнении данного решения – выпустить экс-мэра на свободу. Именно это обстоятельство ввело в замешательство представителей, как исполнительной и судебной, так и законодательной власти. Министр по исполнению наказания Грузии Кахи Кахишвили заявил, что решение об освобождении того или иного лица принимает не он, а директор тюрьмы, в которой содержится осужденный. В пресс-службах Конституционного и Тбилисского городского судов не знали о дальнейшей судьбе решения. К выполнению решения Конституционного суда призвал и президент Грузии, так же не указав, кто именно должен привести в исполнение данное постановление. В конечном итоге, адвокаты Угулава обратились в тбилисский городской суд с ходатайством о его освобождении.
Нашли виноватого?
Георгий Папуашвили был избран главой Конституционного суда 29 сентября 2006 года при президентстве Михаила Саакашвили. Именно этот фактор стал причиной акции протеста, которую устроили противники «Национального движения», недовольные решением Конституционного суда. Дом Папуашвили забросали яйцами и помидорами. На акции не обошлось и без задержания. Один человек по обвинению в мелком хулиганстве был переведен в полицейский участок.
Сколько придется сидеть в предварительном заключении бывшему мэру Тбилиси, который обвиняется в нескольких уголовных делах, приговор по которым еще не вынесен – неизвестно. К рассмотрению постановления Конституционного суда и вопросу освобождения Угулава приступил Тбилисский городской суд.
автор — Робинзон Начкебия, для Sputnik Грузия