ТБИЛИСИ, 22 сен — Sputnik. Принятые парламентом Грузии поправки, которые предусматривают вывод службы надзора из структуры Национального банка, стали причиной для объединения двух самых крупных оппозиционных партий страны.
Депутаты от партии экс-президента Грузии Михаила Саакашвили "Единое национальное движение" и партия бывшего министра обороны Ираклия Аласания "Свободные демократы" внесли совместный иск в Конституционный суд против законодательного органа Грузии. Представители оппозиции заявляют, что парламент принял закон, который противоречит Конституции, и уверены в своей победе.
Первыми с инициативой оспорить поправки в суде выступили "Свободные демократы". Однако, как оказалось позднее, им не хватало необходимых подписей, поскольку партия Аласания имеет в парламенте всего шесть депутатских мандатов. Вот тогда на помощь и пришли коллеги из партии Саакашвили. В результате удалось собрать подписи более 30 депутатов, а это 1/5 списочного состава парламента.
За и против
Против отделения Службы надзора от Национального банка Грузии изначально выступал президент Грузии Георгий Маргвелашвили, который настаивал на сохранении функции финансового надзора за Нацбанком и усилении его независимости.
Глава государства не раз пытался воспрепятствовать принятию пакета поправок. Не обошлось и без президентского вето. Маргвелашвили пояснял свое решение тем, что поспешные решения могут повлиять на макроэкономическую стабильность страны и на эффективное осуществление монетарной политики.
Однако большинство, которое представлено в парламенте Грузии депутатами коалиции "Грузинская мечта", 3 сентября смогло преодолеть вето без особых усилий. Более того, парламентарии не учли ни мотивированные замечания президента, ни альтернативный законопроект, с которым были согласны представители международных и неправительственных организаций. Спустя неделю, 11 сентября, Маргвелашвили подписал поправки, однако в администрации президента заявили, что преодоление вето было "серьезной ошибкой парламента".
Надежды правительства
Открытое противостояние между правящей командой с Национальным банком Грузии вошло в активную фазу после того, как в октябре прошло года курс национальной валюты — лари начал падать.
Автор и инициатор пакета поправок, глава финансово-бюджетного комитета Тамаз Мечиаури не раз выступал с обвинениями в попытках обесценить лари в адрес президента Нацбанка Георгия Кадагидзе.
Мечиаури не постеснялся назвать Кадагидзе опасным для страны человеком, который проводит политику партии экс-президента Михаила Саакашвили. Объектом критики Кадагидзе не раз становился и со стороны членов правительства, которые обвиняли его в бездействии.
В ответ Кадагидзе заявлял, что в этом процессе ответственность несет правительство, и призывал власти реализовать ряд комплексных мероприятий, чтобы давление на курс лари осенью стало меньше.
Новая структура вступает в свои права
Новая структура, которая будет осуществлять надзор за банками, скоро приступит к активной работе. Уже известно, кто именно будет контролировать банки. В совет Агентства финансового надзора Грузии вошли Ефрем Урумашвили, Екатерина Галдава, Саша Тернес и Ираклий Ковзанадзе. Урумашвили избран на эту должность сроком на пять лет, а остальные — на семь. Большинство членов Агентства в свое время работали в структурах основателя правящей коалиции "Грузинская мечта", экс-премьера Грузии Бидзины Иванишвили.
Новое агентство обязано содействовать стабильности и эффективности функционирования финансового сектора, а также контролю системных рисков. Насколько оправдаются надежды властей Грузии, которые они возлагают на новую структуру в деле по стабилизации курса национальной валюты, покажет время.
В свою очередь, президентская администрация, несмотря на недовольство созданием новой структуры, выразила надежду на координированную работу между правительством, Национальным банком и новым Агентством финансового надзора. В администрации президента пояснили, что это необходимо для того, чтобы общество избежало последующих потерь из-за курса валюты.
Договариваться приходится
Как бы ни критиковали правительство и Нацбанк друг друга, договариваться и разговаривать все-таки приходится. Ведь идти против Конституции, согласно которой президента Национального банка избирают на семь лет, не получится.
Вот так и встретились вечером в понедельник, 21 сентября, премьер-министр Ираклий Гарибашвили и Георгий Кадагидзе впервые после принятия поправок в закон, когда курс национальной валюты Грузии достиг отметки 2,4499 GEL/$1.
На этот раз обошлось без взаимных обвинений. После встречи Кадагидзе заявил, что его ведомство должно провести более агрессивную политику для стабилизации национальной валюты. Однако, каким образом планируется остановить падение лари, Кадагидзе умолчал.
Однако во вторник, 22 сентября, Национальный банк Грузии вынес на валютный аукцион 40 миллионов долларов, в результате чего курс лари увеличился на 0,0413 и составил 2,4086 GEL/$1.