Кажется, занимайся Кевин Картер фотографией в наши дни, он свел бы счеты с жизнью еще раньше. Картеру нравилось останавливать мгновения, он этим практически жил. В 1993-м фотограф отправился в Судан, чтобы запечатлеть страшные картины бушующего там голода. То, что предстало его взору по приезду, превзошло все ожидания.
В один из дней, нащелкав кадры умирающих людей, Картер, уставший, вышел из деревни и пошел полем. Через какое-то время он услышал тихий плач. Это была маленькая девочка, умирающая от голода. А недалеко от нее притаился стервятник. Птица ожидала смерти ребенка. Осторожно, стараясь не спугнуть птицу, Кевин сделал снимок. Потом, отогнал стервятника и ушел. В марте 1993 года этот снимок был опубликован в "Нью-Йорк Таймс" и сразу же стал олицетворением бедственного положения в Судане.
Картер после этой фотографии прославился, а через год, в 1994-ом, получил за нее Пулитцеровскую премию. Вряд ли кто-нибудь предполагал, что снимок, принесший ему мировую известность, станет началом его конца. Сначала тихо, а позже и громче зазвучал вопрос – что же случилось с той девочкой и почему Картер ей не помог. Ну а потом, в одном издании появилась фраза: "Человек, спокойно настраивающий свой объектив, чтобы снять мучения маленькой девочки, все равно, что хищник, еще один стервятник". За ней последовала другая публикация, потом еще и еще.… И Картер не выдержал давления и покончил жизнь самоубийством.
Факт, что наличие социальных сетей для фотожурналистов сегодня — практически безальтернативный диалог с аудиторией. Для того, чтобы донести до людей то, что происходит в сию минуту в самой горячей и отдаленной точке земли, автор выставляет снятую только что фотографию в инстаграм, твиттер или другую сеть и добивается моментальной реакции. Проект французских фотографов, приехавших в Тбилиси в рамках фотофестиваля, тоже напрямую связан с социальными сетями.
"Фотография на сегодня одно из самых выразительных средств передачи информации", — рассказывает один из основателей проекта «Dysturb» французский фотожурналист Бенжамин Жирет.
Фотожурналисты оказываются сегодня на месте раньше всех остальных. Они начинают расследования громких преступлений, международных скандалов. Лет 20 назад, конечно, все было иначе: нужно было искать способ передачи информации, донесения ее до читателя, зрителя, нужна была площадка. Притом, если ты эту информацию кому-то сдавал, то он мог ее использовать, как ему заблагорассудится. Сегодня все изменилось. Мне не нужно уже искать посредника. Я могу писать для блога, фотографировать и выкладывать в социальные сети.
"Все больше говорят о большом кризисе в СМИ. Но я не думаю, что мы действительно в таком ужасном состоянии. И для того, чтобы доказать, что это не так, я с друзьями, Пьером Терджманом и Капусином Гранье-Дефери, решил создать этот проект. Все началось с того, что мы приехали из Украины, и у нас было огромное количество военных снимков, очень хороших фотографий. Нам захотелось рассказать миру о том, что мы видели. Без всяких позиций, оппозиций, текстовых сопровождений и выводов. Просто показать картинку и все. Для этого мы решили создать проект под названием "Dysturb". Он состоит из трех компонентов — снимков на улицах, социальных сетях и школах. То есть, мы загружали их в сети и расклеивали на улицах", — говорит Бенжамин Жирет.
— С социальными сетями все понятно. А вот что дают расклеенные по улицам фотографии?
— Все просто. Клеить снимки в школах мы решили потому, что это должно было найти понимание. Французские школьники не доверяют официальным СМИ. У них нет доверия к таким авторитетным изданиям, как "Ле Монд" или "Ле Фигаро". Молодежь считает, что медиа в капиталистическом мире служит чьим-то интересам. Они доверяют сегодня больше социальным сетям, считают это самым объективным источником информации. А раз так, подумали мы, то почему бы не включить в наш проект этот сегмент общества – ребят. Притом, мы считаем, что "Dysturb" носит и образовательный характер. Затем мы подумали, почему бы нам не расклеивать фотографии на улицах Парижа. Идея нам понравилась, мы ее обсудили в социальной сети и пришли к выводу, что нужно приступать. Фотографии, которые мы собирались клеить на улицах города, большого формата, и для того, чтобы их печатать, нужны немалые деньги, к слову, для одной черно-белой фотографии нужно 30 евро. Поэтому печатать решили на самой дешевой бумаге. И вот прошло полтора года и у нас уже напечатано и расклеено более 400 фотографий в разных городах Франции. Мы хотим продолжить этот некоммерческий проект. Мы сотрудничаем с фотографами разных стран. Теперь вот у нас появятся контакты с грузинскими фотожурналистами. Мы встречаемся, объясняем правила нашего проекта, и при желании они могут включиться в него.
— Расклеивая по городу снимки, не сталкиваетесь ли вы с запретами?
— У нас не возникало никаких проблем с городскими властями. Мы клеим наши фотографии на улицах, они огромные, привлекают внимание, поэтому стараемся делать это вечером. Если в процессе наклеивания фотографий на стены подходит сотрудник полиции, то мы начинаем объяснять, что это за проект, почему мы наклеиваем эти снимки. И обычно полицейских это удовлетворяет. Они не видят в этом нечего незаконного, предосудительного. И знаете, городские власти сами к нам обращаются с предложением расклеить еще больше таких фотографий. Получается, людям нравится.
— Как решается вопрос, какие фотографии выставлять? Что приоритетно в конкретный момент?
— Дело в том, что мы собираемся и обсуждаем, какая на сегодняшний день самая актуальная тема. К слову, сейчас рассказать о проблемах сирийских беженцев было бы очень кстати, и начинаем работать над этой коллекцией. Мы не вступаем в конфронтации с правительствами стран. Например, фотографии войны в Украине мы выставляем только в другой стране, но не в той стране, где они были сняты, потому что это может вызвать неоднозначную реакцию.
Помимо того, что "Dysturb" — окно в другой мир, это еще и реклама твоего творчества. Ты – военный фотожурналист, который работает, рискуя своей жизнью. А если твоя фотография будет узнаваема, то ты как автор от этого только выигрываешь.