"Гамлет" от Шекспировского театра "Глобус" завершил международную программу Тбилисского театрального фестиваля.
После традиционного пожелания публике "Доброго вечера!" на грузинском языке (знаем — такое происходит во всех странах!), британские актеры играли для тбилисского зрителя почти три часа с антрактом.
Самое интересное, когда в спектакле впервые появился Гамлет, публика решила, что она обозналась, и что на сцену вышел среднестатический грузин, возможно, служащий театра. Зрители начали перешёптываться: "Это Гамлет?".
На принца Датского актер был не похож ни статностью, ни внешностью, ни безупречной дикцией. Пожалуй, он сгодился бы на роль слуги принца, или, на худой конец, героя каких-нибудь приключенческих арабских сказок. Как оказалось, это Наим Хайят — актер пакистанского происхождения, выросший в восточном Лондоне.
Вообще грузинскую публику приятно удивил весьма интернациональный состав актёрской труппы "Глобуса". Кроме "пакистанского Гамлета" в постановке играли артисты родом из новозеландского племени маори, Гонконга, Нигерии, с ямайскими и кубинскими корнями.
Не менее интересно в постановке создавалось и музыкальное сопровождение. Его извлекали из разных инструментов сами же актеры. Аккордеон, флейта и скрипка рождали на сцене то драматические, то жизнерадостные звуки.
Двенадцать актеров в спектакле воспроизводили хрестоматийный текст без столь любимых современной публике провокационных штучек. Из декораций — доски, дорожные кофры, красный занавес и непонятно из какой эпохи костюмы.
Но проблема была не в хилом Гамлете и не в незатейливых декорациях. А в ощущении того, что у шекспировского "Глобуса", открывшегося после реконструкции в 1997-м году и претендующего на сохранение и продвижение наследия легендарного драматурга, по сути нет волнующей новизны, живой и привлекательной составляющей. Даже казалось, что на сцене пахло нафталином.
Действительно, попытка свежего взгляда на заезженную пьесу или хотя бы малейший намек на оригинальность режиссёрской идеи в постановке угадывались с трудом. Скорее всего, желание британцев "быть проще" и как можно яснее донести Шекспира до разных народов сыграло против спектакля – этот наив некоторые просто не поняли. Другим банально не хватило адреналина.
"Все просто, я сужу о спектаклях так – бросает в дрожь от игры актеров, значит, игра цепляет. Не бросает – значит, игра не захватывающая. К сожалению, здесь я наблюдала второй вариант. Хотя, если бы они не приехали, мы бы не увидели, как играют актёры легендарного на весь мир Шекспировского театра. Теперь появилось огромное желание посмотреть другие их постановки", — сказала после окончания спектакля зрительница Саломе Гваласия.
В Тбилиси спектакль "Гамлет" представлял художественный руководитель театра "Глобус" и режиссер постановки Доминик Дромгул. По его мнению, пьеса всегда злободневна и Гамлеты до сих пор среди нас.
"Я думаю, "Гамлет" актуален всегда, потому что он в какой-то степени создает новое будущее. Ведь Гамлет очень несчастный человек, желающий изменить то, как люди вокруг него думают и как поступают. А люди всегда жаждут перемен", — сказал режиссер постановки и худрук театра "Глобус" Доминик Дромгул.
Между прочим, сам Дромгул не скрывает, что считает Шекспира человеком несносным, ленивым, жадным, часто выпивающим и ужасно относившимся к своей семье. Одним словом, человеком, а не богом. Кстати, вместе со всем этим Дромгул автор книги "Уилл и я: как Шекспир завладел моей жизнью".