ТБИЛИСИ, 9 окт — Sputnik.
… Братья Людвиг и Роберт Нобель, шведы по происхождению, владели в Петербурге заводом, который выполнял военные заказы: делал гильзы, орудийные стволы и лафеты, ружья. Древесину для изготовления ружейных прикладов они ввозили из-за границы. Чтобы избавиться от иностранной зависимости и с целью удешевления продукции в 1873 году Роберт Нобель отправился на Кавказ в поисках дешевых ресурсов. И там, на пустынных берегах Апшеронского полуострова впервые в жизни увидел, как прямо из-под земли текут ручьи темной маслянистой жидкости.
Роберт Нобель сразу понял, какое богатство таит в себе этот край. Взволнованный, он поспешил на берега Невы. После долгих совещаний с братьями Людвигом и Альфредом, будущим учредителем Нобелевской премии, он в 1875 году вернулся в Баку и начал там создавать нефтяную компанию по добыче и переработке нефти, впоследствии ставшей самой крупной в Российской империи. Было основано «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель». Учредителями товарищества были Людвиг, Роберт и Альфред.
Совместно они приняли решение об экспорте каспийских углеводородов в Европу. Рассматривались несколько вариантов транзитных путей. Был принят выбор Людвига – перевалку нефти осуществлять по маршруту Баку – Тбилиси – Батуми.
Обосновывая свое предложение, вот что отмечал Людвиг в письме из Баку в Петербург своим братьям Альфреду и Роберту:
«Из всех возможных маршрутов транспортировки нефти из Баку я рекомендую вам выбрать маршрут, проходящий через Грузию, поскольку, помимо территориальной близости между двумя этими странами, следует учитывать и то совершенно неповторимое чувство братства и преданности друг другу, которое на протяжении веков существует между азербайджанцами и грузинами. Для нас, чужеземцев, этот фактор имеет особое значение. Все остальные маршруты связаны со значительно большими рисками, поскольку нигде нет столь же благоприятных условий, как в Баку и в Тбилиси. Поэтому я глубоко убежден, что нам следует выбрать именно этот маршрут».
Братья Нобель построили в Батуми нефтяной терминал, на берегу моря выросли огромные стальные резервуары. С их участием проводились строительные работы на железной дороге Баку – Тбилиси – Батуми. Построили керосинопровод протяженностью 835 километров. По трассе керосинопровода было расположено 16 насосных станций.
Строительно-монтажные работы велись вручную, трубы соединяли между собой с помощью резьбовых муфт и покрывали антикоррозионной изоляцией. Вдоль трассы была сооружена телефонная связь. Все сооружения трубопровода были выполнены на высоком для того времени техническом уровне, а сам трубопровод был одним из наиболее мощных в мире.
На трассе, проходящей через реку Куру, трубопровод был подвешен к железнодорожному мосту. Еще одной особенностью прокладки являлось размещение трубопровода в четырехкилометровом Сурамском тоннеле. Пропускная способность трубопровода составляла 900 тысяч тонн углеводородов в год.
Братья Нобель на въезде в Батуми владели домом и земельным участком. Дом этот сохранился и поныне, в 2007 году по решению президента Грузии Михаила Саакашвили здесь был открыт музей братьев Нобель. Экспонаты музея рассказывают о деятельности братьев Нобель, связанной с развитием технологий в Батуми, с его становлением как портового города.
автор — Бесик Пипия (из серии очерков автора "Великие в Грузии").