ТБИЛИСИ, 21 окт – Sputnik. Испытание морской компоненты американской системы ПРО и перехват баллистической ракеты в Атлантике не представляет собой ничего нового — это типовая задача плановых учений, но этим НАТО пытается показать свою готовность при необходимости вести борьбу с Россией вооруженным путем, считают опрошенные РИА Новости военные эксперты.
Накануне ВМС США впервые испытали свою морскую составляющую системы противоракетной обороны. Американский эсминец USS Ross (DDG 71) успешно перехватил баллистическую ракету в северной части Атлантического океана, во время испытаний впервые за пределами радиуса действия американских ракет была выпущена управляемая ракета SM-3 Block IA. В ходе учений с ракетного полигона на Гебридских островах была выпущена баллистическая ракета малой дальности Terrier Orion. Одновременно с ней в воздухе находились еще две противокорабельные крылатые ракеты. Эсминец Ross выпустил ракету SM-3 и успешно осуществил первый перехват баллистической ракеты на европейском театре.
Типовые задачи и простые цели
Как пояснил РИА Новости президент Академии геополитических проблем доктор военных наук Константин Сивков, испытания противоракетной системы морского базирования с информационной управляющей системой "Иджис" (Aegis) для США не новы, подобное уже проводилось около пяти лет назад, но в другом районе. Тогда американцы сбили свой же устаревший спутник на низкой орбите и уничтожали баллистические ракеты оперативно-тактического радиуса действия.
"Сейчас они отработали то же самое, только в другом районе. Ничего в этом особенного нет, с той лишь разницей, что была отработана система дальнего обнаружения старта баллистических ракет. По ее данным проведена стрельба — вот и все. И такие учения по уничтожению таких ракет проходят регулярно и у нас, и в США — это типовая задача", — отметил Сивков.
По словам военного эксперта — члена экспертного совета при Военно-промышленной комиссии, главного редактора журнала "Арсенал Отечества" Виктора Мураховского, это мероприятие является плановым, и стоит в ближайшее время ждать еще ряд учений в европейском регионе. В Европе НАТО держит четыре эсминца класса Arleigh Burke ("Арли Бёрк") с системой "Иджис" — USS Porter, Donald Cook, Ross и Carney. На этих кораблях могут быть размещены до 56 крылатых ракет Tomahawk (Томагавк).
"Что касается перехвата, эта система пока работает по ракетам средней и меньшей дальности, которые определены договором РСМД (о ликвидации ракет средней и малой дальности), по МБР (межконтинентальным баллистическим ракетам) у них пока перехваты не очень успешно, мягко говоря, получаются. Надо иметь ввиду, что они перехватывают достаточно простые цели — им известно время запуска, траектория этой цели", — пояснил Мураховский.
"Сирийский "Калибр" тут не при чем
С недавно произведенными российскими кораблями Каспийской флотилии пусками крылатых ракет "Калибр" по объектам боевиков "Исламского государства" на территории Сирии эксперты предпочитают американские испытания не связывать. Они считают, что это, скорее, совпадение, так как испытанная американцами система не предназначена для крылатых ракет, а нацелена на баллистические.
"Это, скорее всего, демонстрация, наряду с теми учениями, которые сейчас проводят США и НАТО, того, что НАТО обладает решимостью бороться с Россией при необходимости вооруженным путем", — предположил Сивков.
По его словам, для стрельбы по крылатым ракетами имеются различные комплексы корабельной противовоздушной обороны, которые стреляют по тихоходным малогабаритным воздушным целям.
"Эти ракеты (типа "Калибр" — ред.) системами ПРО, включая систему "Иджис" на кораблях, вообще не перехватываются и не обнаруживаются, потому что идут на очень низкой высоте и радиолокаторами этой системы вообще не обнаруживаются. Они могут быть обнаружены только истребителями-перехватчиками и наземной ПВО на определенных рубежах", — подчеркнул Мураховский.
Как отметил главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко, первое практическое испытание морского компонента ЕвроПРО США "наглядно показывает", что процесс создания глобальной системы противоракетной обороны Соединенных Штатов идет полным ходом.
"Это первый полномасштабный натурный эксперимент, цель которого — отработка поражения баллистических целей с использованием корабельной многофункциональной боевой информационно-управляющей системы "Иджис". Разумеется, компоненты системы ПРО, размещенные в Польше и Румынии, будут действовать в едином контуре с ее морской составляющей", — сказал он.
Коротченко подчеркнул, что активные действия по развертыванию глобальной системы ПРО США требуют адекватной реакции со стороны России.
Ответ найдется
Бояться России подобных действий со стороны Америки не надо, но необходимо учитывать и принимать асимметричные меры, которые будут дешевле и эффективнее, считает эксперт по вооружению Мураховский.
"Необходимо, например, наращивать количество крылатых ракет и совершенствовать их конструкцию. Они у нас еще в СССР разрабатывались, и тогда работали исключительно с инерциальной навигационной системой. А сейчас современные ракеты "Калибр" (морская) и Х-55 (стратегическая крылатая ракета воздушного базирования с дальностью полета порядка 4,5 тысячи километров — ред.) имеют возможность свои координаты и маршрут проверять по спутниковой навигационной системе, поскольку мы развернули ГЛОНАСС в полном объеме", — сказал Мураховский, напомнив, что на сегодняшний день спутниковой навигацией располагают только две страны — РФ и США.
Как ранее сообщал начальник штаба 15-й армии Воздушно-космических сил РФ особого назначения генерал-майор Анатолий Нестечук, российская навигационная система ГЛОНАСС в настоящий момент покрывает весь земной шар и развернута в полном составе (ее штатное использование подразумевает 24-спутниковую орбитальную группировку, но РФ имеет еще несколько резервных аппаратов).
"Сегодня точность покрытия составляет около 3-5 метров, что сравнимо с показателями GPS", — пояснял Нестечук.
По словам Мураховского, российские крылатые ракеты могут "порядка 15 раз менять маршрут и поворачивать в ходе полета", а маршрут для них обычно выстраивается в обход систем ПВО и ПРО. "То есть они хитрым маневром могут зайти с боку, с тыла, откуда угодно — не поймаешь или это будет очень тяжело", — обрисовал Мураховский преимущество отечественных средств поражения.
Для преодоления американской системы ПРО у России также имеются и другие средства, в том числе стратегических ядерных сил — это межконтинентальные баллистические ракеты с "непредсказуемыми траекториями", и ложные цели, которые появляются на экранах радаров, но различить, настоящая ли это боеголовка или "обманка" — невозможно.
"Предусмотрен и целый ряд других мер, в том числе подвижные грунтовые ракетные комплексы ПГРК, которые могут из непредсказуемой точки осуществить пуск, поэтому в смысле стратегической безопасности наши СЯС (стратегические ядерные силы) пока устойчивы к воздействию таких систем ПРО, которые развернули американцы", — добавил собеседник агентства.
Ждем С-500
Меньше позитива в свою очередь высказывает эксперт Сивков, отмечающий, что у России пока нет таких ракет, как у американцев, а появятся они лишь тогда, когда введут в строй перспективную систему ПВО С-500 и под нее проведут глубокую модернизацию отечественных кораблей.
"Таких ракет, как у американцев системы ПРО "Иджис", у нас пока нет, но могут появиться, если на корабли будут поставлены перспективные ракетные комплексы, которые сейчас разрабатывают — С-500. С-500 такие возможности иметь будет, но когда еще это будет — вопрос. Пока у нас таких возможностей нет", — сказал он.
Изначально С-500 проектируется как система "земля-воздух", очевидно, что еще придется дождаться ее морской модификации. По плану, перспективная ЗРС будет способна поражать не только баллистические, но и аэродинамические цели (самолеты, вертолеты, другие воздушные цели), а также крылатые ракеты. Радиус поражения предполагается в 600 километров, способность обнаружения и поражения — одновременно до 10 баллистических сверхзвуковых целей, летящих со скоростью до семи километров в секунду.
"Что касается нашей системы ПРО, то у нас есть ракетный комплекс "Форт" (Зенитный ракетный комплекс С-300Ф морского базирования — ред.), они стоят на крейсерах типа "Москва", "Петр Великий", там есть ракеты, которые могут сбивать малоскоростные баллистические цели — ракеты оперативно-тактического радиуса действия", — сказал эксперт.