Валерий Яков: Россия слишком медленно движется навстречу Грузии

Валерий Яков
Валерий Яков - Sputnik Грузия
Подписаться
В грузинскую столицу редактор "Новых известий" и "Театрала" приехал на торжества по случаю 170-летия русского драматического театра им. А.С. Грибоедова.

Странно, конечно, когда военный репортер, которому присвоено звание "Репортер года" за серию репортажей с чеченской войны и из Буденовска, где журналист в качестве добровольного заложника двое суток провел в плену у басаевцев, берется за выпуск журнала по культуре. Но, с другой стороны, не всю жизнь ведь бегать по передовой, подвергая жизнь опасности.

Юбилейный вечер в честь 170-летия Грибоедовского театра - Sputnik Грузия
Поздравления со всего мира принял на юбилейном вечере театр Грибоедова
Наступает момент, когда приходит понимание – с экстремальной журналистикой нужно "завязывать", возможно, потому, что сыт по горло адреналином и надоело ходить по острию. Главный редактор журнала "Театрал" Валерий Яков свой переход в другое качество объясняет своим всегдашним тяготением к театру и искусству в целом.

Выпускник факультета журналистики МГУ, с 1984 по 1997 год Валерий Яков был сотрудником газеты "Известия", специализируясь на освещении чрезвычайных ситуаций. Судя по всему, тогда то и завязались у него приятельские отношения с нынешним министром обороны Российской федерации Сергеем Шойгу. Будущий министр тогда возглавлял МЧС, и они вместе бывали в "горячих точках".

Старое здание театра им. А.С.Грибоедова - Sputnik Грузия
Тбилисский русский Грибоедовский театр: история в фотографиях
В августе 1997 года Яков стал одним из учредителей "Новых известий". А пост главного редактора издания он занял в 2003 году. В период собственного губернаторства Московской области Сергей Шойгу назначил Валерия Якова руководителем главного управления по информационной политике Московской области в ранге министра. Яков  в связи с назначением ушел с поста гендиректора "Новых известий". Впрочем на этом важном посту он продержался недолго – всего несколько месяцев. 

Главный урок, который Яков вынес из чиновничьего кабинета, это то, что пресса должна быть еще более жесткой по отношению к власти.

"Потому что умная власть понимает, что жесткая и честная пресса ей на пользу, а глупая заслуживает того, чтобы с ней журналисты были более жесткими. Пока я находился в должности руководителя управления информационной политики Подмосковья, я делал всё, чтобы СМИ Подмосковья были как можно более свободными, открытыми и честными", —  рассказывал Яков в одном из интервью.

Приезжая в редакции районных газет, он призывал редакторов быть смелее, хотя понимал, как им непросто работать под давлением местных глав. И временами замечал, что некоторые главные редактора приходят в тихий ужас от призыва быть свободными.

Евгений Онегин прошел в Тбилиси при полном аншлаге - Sputnik Грузия
"Евгений Онегин" прошел в Тбилиси при полном аншлаге
"Она, эта свобода, им не нужна, потому что значительно комфортнее жить на содержании властей — как областных, так и местных. Всех хвалить и не знать проблем", — говорит Яков.

Медленно, но управляемая местными властями медиа начала расправлять плечи. Журналисты взялись писать о насущных проблемах, волнующих местное население. После этих публикаций некоторые "авторитетные главы администраций" стали выходить на руководство области, требуя приструнить Якова. С каждым днем желающих приструнить главных редакторов и остановить руководителя главного управления по информационной политике было все больше. В конечном итоге, Яков подал в отставку и вернулся в любимую журналистику. В этой сфере, как он признается, он себя чувствует комфортнее всего. 

В грузинскую столицу редактор "Новых известий" и "Театрала" приехал  на торжества по случаю 170-летия русского драматического театра им. А.С. Грибоедова. 

Валерий Яков
Валерий Яков - Sputnik Грузия
Валерий Яков

"Не подглядывать в замочную скважину – вот наш  главный принцип как журналистов. Нам не нужны жареные факты и желтизна. Наша цель привлечь зрителя к тому, что происходит в театральной жизни", — рассказывает Яков о собственной работе в журнале "Театрал".

Для этих целей были запущены проекты "Другие берега" и международная театральная премия зрительских симпатий "Звезда театрала".

— Знаете, ведь к созданию рубрики "Другие берега" меня сподвигла  война с Грузией в 2008 году. В виду того, что я восемь лет проработал военным репортером, я из любой горячей точки старался донести объективный материал. В том смысле, чтобы показать обе стороны конфликта – здесь и там. Я всегда старался освещать с Южной Осетии, Абхазии и слушать то, что говорят уже в Тбилиси. Теперь все то же самое в отношении с Украиной. Мы стараемся показать Киев и рассказать о ситуации на Востоке Украины. Рубрика "Другие берега" у нас в каждом номере, в ней мы рассказываем о русских театрах зарубежья. Что же касается учрежденной нами премии "Звезда театрала", то первым ее получил, кстати, Грибоедовский театр. Это премия зрительских симпатий. Публика сама, путем голосования на сайте решает, какому театру в этом году стоит отдавать приз. 

- Проблема привлечения зрителя в русские театры за рубежом стоит довольно остро. В чем вы видите выход?

— Я думаю, сами руководители театров должны чуть больше повернуться лицом к зрителю. Тут, за круглыми столами идут споры о том, что  мы не будем заигрывать с публикой. Нам интересен наш мир, то, как мы видим эти спектакли. А это очередной, 99-ый взгляд на Чехова. Но тогда вы не обижайтесь, что у вас пустые залы. 

- Вы считаете, связь между публикой и театром теряется?

— Притом абсолютно! Сделайте классный спектакль и не ищите высоколобого критика, который напишет исключительно для вас. Пригласите нормального журналиста, зрителя и сделайте из этого дискуссию. Ну, вот сделал Римас Туминас (художественный руководитель театра Вахтангова) "Евгения Онегина" нестандартного. О нем говорит вся Москва. Приезжает он в Нью–Йорк, а там уже колоссальные очереди стоят за билетами. 

- Критика или пиар работает?

— Не пиар, а хороший спектакль. К нему на спектакль приходят все журналисты, и пишут о нем не только избранные. Знаете, избранных идут смотреть избранные, и зал у вас полупустой. И вы варитесь в собственном соку и обижаетесь: надо же — поставил шедевр, а никто смотреть не идет, и нет сборов. 

- Культура вне политики не может существовать, потому что они звенья одной цепи. И на посещаемость русского театра, например, в Грузии, влияет также и политическая составная. Одним из предвыборных обещаний политической команды, которая сегодня у власти, было налаживание отношений с Россией. Как вам кажется, обещание выполнено? Изменилось ли что-либо между нашими странами кардинально за прошедшие три года? 

— Настроение масс в России никогда не менялось. Не надо путать пропагандистскую риторику, публикации в СМИ, вы как журналист меня понимаете, с тем, что говорят люди. Я даже в самый разгар противостояния России с Грузией, общаясь со своими друзьями, ни разу не слышал негативных выпадов в адрес Грузии. Все переживали, потому что у всех либо здесь в Грузии, либо в Москве есть друзья среди грузин. Поэтому для нас это было страшно болезненно. Мне лично и тому кругу, с которым я общаюсь. То же самое теперь происходит и с Украиной. В этом смысле изменилось немного. Просто нам стало легче дышать, потому что официальная агрессия с двух сторон снизилась или почти сошла на нет. Потому что это значит, у нас больше шансов вернуться друг к другу. Я повторяю, на человеческом уровне мы и не уходили. Меня как россиянина огорчает, что, может быть, Россия слишком медленно движется навстречу Грузии. Даже по визам. Ну, уже нет того напряжения, что было. Зачем же создавать проблемы людям, которые желают ездить друг к другу. Это неправильно и унизительно. Это недостойно большой и сильной страны, на мой взгляд.

- Что мешает сделать шаги навстречу?

— Я думаю, мешает чиновничья инертность. 

- Разве это решается не на самом высоком уровне?

— Я знаю, как принимаются некоторые решения. Очень медленно работает бюрократический аппарат. Президент не может следить за каждым нюансом и деталью. Тем более, когда от него требуется решение проблем глобального характера, планетарного масштаба. А чиновники ждут команды прямой. Или боятся сделать лишний шаг. И в этом смысле очень важна позиция гражданского общества и прессы. Пресса должна обращать внимание на эти проблемы. Например, я знаю, что вернусь в Москву и сделаю большой материал. Сам я пишу уже редко, но тут я обязательно напишу и обращу внимание на ситуацию с визами и напишу также о том, что старейший русский театр отметил юбилей и прошел такой большой конгресс русского театра. Сюда приехали с разных континентов, а министр культуры России не нашел возможности сюда приехать. Это неправильно. Да, здесь есть представители министерства и это хорошо. Но, уровень события заслуживает, чтобы Россия на официальном уровне не пропустила это событие и присутствовала, потому что это еще один кирпичик в налаживании отношений и построении дома, который мы так бездумно разрушили. 

Лента новостей
0