Есть ли у кукол душа? Как кукла может подействовать на человека и какие эмоции подарить? Об этом, своей истории кукол и об их характерах с корр. Sputnik Грузия поговорила известный тбилисский кукольный мастер Юлия Сорокина. Сегодня трудно представить, что эта молодая и красивая женщина могла бы стать медиком, а не создателем этих потрясающих своей утонченностью и живой красотой кукол.
- Юлия, когда куклы впервые появились в вашей жизни?
— Куклами я начала заниматься в начале 2012 года, совершенно случайно попробовав слепить из детской самозатвердевающей глины. Удивило меня то, что у меня что-то получилось. И после этого я уже стала искать в разных источниках информацию о том, из чего, как и что делают кукольники. Конечно, очень много информации было скрыто. Мне, как казалось тогда, приходилось выдумывать велосипед. До очень многого я дошла сама. Потом, когда уже связалась с такими корифеями и они приоткрыли завесу, оказалось, я все делала правильно.
— Это известные кукольники, с которыми я стала переписываться по интернету. А однажды к нам приезжала Оксана Воропай – это президент Ассоциации кукольников Украины. Она поделилась со мной некоторыми нюансами кукольного дела и пригласила в мировое кукольное сообщество (GDS). Между прочим, они очень открыты для общения. Не знаю, со всеми или избирательно.
- У вас есть свой кумир-кукольник?
— У меня их несколько: это Лена Михайлова из Латвии (ее псевдоним Владлена), Ольга Ягупец из России, очень светлый человек, Елена Кунина – израильская художница, а также Аннадан Пинчук из Украины. Их немало, но этих можно особо выделить.
- И вы постоянно следите за их творчеством?
— Безусловно. Более того, практически со всеми из них переписываюсь и иногда веду беседы.
- Правда ли, что ваша первая выставка хранится в личной библиотеке у самого Католикоса-Патриарха Всея Грузии Илии Второго?
— Да, мою первую выставку полностью купил Патриарх. Она состоялась в Молодежном центре Самеба. До этого я случайно встретила на улице матушку, которая сказала мне, что там проводится выставка. И я рискнула, пошла, написала заявление и меня пригласили выставиться. А после, опять-таки совершенно случайно, другая матушка сказала мне, что я обязательно должна показать свои работы Патриарху. И я, последовав ее совету, простояла всю службу в ожидании того, что Его Святейшество меня заметит.
Потом мне помогла его охрана, поставила на красную дорожку. И я обратилась к нему, сказала: "Ваше Святейшество, у меня внизу выставка: если вам интересно, вы можете посмотреть". Охрана, конечно, хотела меня тут же смести. Они подумали, что я передаю ему в подарок куклу. Но он сказал, что, пусть говорит. И, выслушав меня, сказал: "Иди, спускайся, и я приду". Я тут же рванула вниз. И, хотя мне сказали, что, мол, ты знаешь – не расстраивайся, он многим так говорит, но тут подъехал кортеж ко входу. Его Святейшество пришел на мою выставку, посмотрел, благословил и спросил: "Сколько будет стоить вся коллекция?" Я тогда очень растерялась, не знала, что ответить. Но он мне дал время, сказал, обратиться потом. Я спросила: "Как я вас найду?" На что он рассмеялся так искренне. Мне так приятно стало, видимо, я такую глупость сморозила (улыбается). И он сказал, прийти в Патриархию. Мне была назначена аудиенция, и уже там я расставила свои работы. Как я знаю, сейчас они хранятся у Патриарха в библиотеке.
- Это очень похвально, если не сказать круто!..
— Да, мне, наверное, повезло. Меня что-то вело туда. Была цепь каких-то событий, которые можно назвать случайностями, но, наверное, случайностей не бывает…
- Вы верующий человек?
— Как вам сказать, по-своему, наверное…
- Но благословение такого человека, как Патриарх, имело для вас значение?
— Да, это совершенно другое. Мне кажется, даже, если ты не верующий – то им станешь в этой ситуации! Потому что, я не скажу слишком громко, Илия Второй — это первый человек в нашей стране, на мой взгляд.
- Наверное, он дал вам немаленький стимул работать дальше?
— Да, конечно! После этого я почувствовала себя окрыленной, стала смелее творить. И вскоре решила обратиться к скульптору и провела два месяца в мастерской. У меня был прекрасный преподаватель – скульптор Ираклий Ревазишвили. Он мне дал необходимые навыки. Мне просто было всегда интересно, как же профессионалы это делают. И за эти два месяца я много чему научилась.
- Из чего вы делаете кукол?
— Знаете, это очень прозаичный материал: это Super Sculpey — запекаемый пластик, который, по желанию, легко найти и достать.
- Сколько времени уходит на создание одной куклы?
— Минимум 5 дней, максимально – месяцы. Но только потому, что время тяну и тяну. Но если я сяду и поставлю перед собой цель, что я должна закончить куклу в сжатые сроки, то я укладываюсь где-то недели в две.
- Юлия, ваши куклы – это конкретные герои, с какой-то эпохи.
— Да. В первую очередь, мне интересен персонаж. А персонаж – он обычно уже сложившийся, с историей, характером, судьбой. Поэтому, мне кажется, что в кукле рассказать о чем-то, о маленьком сюжете или истории, гораздо интереснее, чем просто кукла. Хотя кому-то и просто кукла интересна. Мне интересны персонажи с историей, с характером, личности, так сказать. Хотя я не люблю портретных кукол. И я даже отказывалась делать кукол по фотографиям.
- Кто-то просил сделать куклу по фотографии? То есть с живых людей?
— Да. Например, говорили, можете слепить куклу по моей дочке? Нет, не могу. Я даже пытаться не буду.
- Немного странно. Это даже как-то смахивает на вуду…
— Да, это как бы кукла-вуду. И мне это абсолютно не интересно.
- И все же откуда вы берете героев для своих кукол – из кинофильмов, литературы?
— Из книг, из кинофильмов у меня были персонажи. Например, Пупала (Фуфала из фильма "Древо желания" Т. Абуладзе – прим. автора), также Луарсаб, Дареджан. Более того, я могу сказать, что кукла расширяет кругозор, делает тебя более полным, объемным в ментальном плане человеком. Потому что прежде, чем создать куклу с какой-то историей, ты должен эту историю узнать.
- То есть ваши куклы в каком-то смысле вас воспитывают?
— Да, как бы дают духовный рост.
- Юлия, некоторые верят, что у куклы есть душа. Что вы думаете по этому поводу?
— (Задумывается). Вот не знаю! Вряд ли. Но, хотя многие кукольники о своих работах говорят, что у них свой характер. Иногда в шутку я тоже говорю, что, к примеру, кукла не захотела это платье, я вот это примерила, и она его отвергла.
- То есть все же, как к бездушным существам, вы к своим куклам не относитесь, верно?
— Нет. Но я не отношусь к ним и как к воодушевленным существам. Я уверенна, что определённую энергетику несет каждая вещь. И если она транслирует негатив, то лучше с ней не связываться.
- Поэтому вы и не создаете негативных кукол?
— Да. Бывает, даже дети мои просят меня сделать куклу Джокера. Но я никогда не делала, не делаю и вряд ли буду делать кукол с негативным подтекстом. В мире и так много негатива, надо немного красоты, позитивности или просто пищи для размышления. Этого достаточно.
- Действительно! Да и с вашими куклами не поиграешь, это – настоящие произведения искусства.
— Ну, произведения искусства – это громко сказано, но тем не менее с ними играть не за чем. В этом случае их можно просто поломать. Нет, мои куклы для того, чтобы смотреть, созерцать, может, находить в них какие-то новые детали. И, бывает так, что свет по-разному падает и меняет выражение лица куклы. Вот это тоже интересно!
- Как люди могут приобрести ваши куклы? К примеру, я в связи с каким-нибудь торжеством могу прийти к вам и заказать куклу?
— В принципе, по заказу до сегодняшнего дня я мало работала. Были случаи, но мало. И я в этой ситуации всегда чувствую себя очень связанной. И я уже не принадлежу себе: я должна учитывать то, что хочет заказчик. И все время думаю, а понравится ли ему это, а понравится ли ему то. И в этой ситуации я уже не могу оценивать куклу, так сказать, объективно. Не люблю и предпочитаю этого не делать. Я лучше сделаю: понравится – бери, нет – нет.
- Сколько, в среднем, стоят ваши куклы?
— Цены начинаются от 1000 долларов.
- Вы считаете своих кукол? Какое количество их вы уже создали?
— После первых четырнадцати не считала. Даже трудно сказать… Тридцать будет, может, даже больше. Как-то надо сесть и посчитать. Дело в том, что у меня еще есть куклы, которые я делаю для более широкого потребителя – куклы-сувениры. Они тоже недешево стоят. Но, по крайней мере, намного дешевле, чем куклы, в которые я вкладываю столько времени и души. И они очень быстро расходятся.
- А в каких странах кроме Грузии находятся ваши куклы?
— Мои куклы были куплены в Россию, Украину, в Казахстан, в Америку. И, знаете, мой большой минус в том, что многие работы я забыла подписать, просто приложив к ним визитку.
- Да, это надо исправлять. Люди должны знать автора таких шедевров. Юлия, 27-29 ноября ваши куклы вместе с творениями других грузинских кукольников будут представлены на Третьей международной выставке художественной авторской куклы в Праге. В каком составе ваши куклы отправятся в Чехию?
— Сейчас едут три мои куклы. Кстати, одна из них уже продана. Ее купили на выставке. Но я все равно везу ее в Прагу, и она там останется, судя по всему. Это гном на тыкве, сделанный по иллюстрациям французского живописца Жан-Батиста Монжа (мне он очень приятен, симпатичен, у него столько забавных персонажей), это Мария-Антуанетта и кукла "Рождество", созданная по теме конкурса Альфонса Муха и его одноименной картины.
- Какую куклу хотите создать в ближайшем будущем?
— Думаю, после возвращения из Праги я сделаю Золушку, которая в момент потери туфельки не знает о закончившемся волшебстве. Она не знает о том, что именно сейчас все только начинается… Но мы-то знаем, что у нее все впереди!