Восточный вектор политики Брюсселя

Подписаться
Если конфронтация Москвы и Анкары будет продолжаться, есть все предпосылки для того, что Грузия может быть использована как один из механизмов по сдерживанию России. Этот факт, безусловно, не может не беспокоить Москву, но на данном этапе у России нет мягких инструментов, чтобы противостоять этой угрозе, считает Надана Фридрихсон.

Надана Фридрихсон, эксперт аналитического центра КУБ – для Sputnik Грузия

На фоне обострившихся российско-турецких отношений в Тбилиси 26 ноября прошла шестая министерская встреча в рамках проекта ЕС "Восточное партнерство". На мероприятии присутствовали главы МИД Азербайджана, Армении, Грузии, Молдавии, делегации из Белоруссии и Украины, а также еврочиновники. И при казалось бы размытой повестке встречи, тем не менее, она заложила новые основы для формирования в регионе проектов, часть из которых, очевидно, будет направлена против интересов России.

Европа – Турция

После Рижского саммита, поставившего интеграционные проекты ЕС на паузу, Брюссель вновь активизирует проект политической и экономической интеграции, что, по всей видимости, связано с уверенностью ЕС, что ключевые проблемы, возникшие из-за сирийского кризиса, в скором времени он для себя решит.

Пока, на фоне деклараций, так и происходит. 29 ноября стало известно, что Европа и Турция договорились по теме мигрантов: Турции выделят порядка 3 млрд евро на решение проблемы беженцев – правда, Турция, согласившись принять эту помощь, не пообещала, что проблема будет решена "на все сто".

Тем не менее, Брюссель уверен, что достигнутые договоренности помогут стабилизировать ситуацию. Более того, ввиду обострения отношений Москвы и Анкары ЕС, очевидно, намерен более активно использовать Турцию в регионе. 

ЕС – Тбилиси – Анкара

Прошедшие в Тбилиси встречи прочертили новые контуры взаимодействия Европы с шестью постсоветскими странами. Особое внимание привлекает Грузия, роль которой в нынешних геополитических переменах может значительно возрасти.

В Брюсселе, по всей видимости, рассматривают связку Анкара – Тбилиси как ключевую для усиления своего присутствия и продвижения своих интересов, в т.ч. связанных с политикой сдерживания России в данном регионе.

Европейский союз, после выдержанной паузы, начинает поступательное сближение с Грузией по традиционному сценарию: сначала экономическая помощь, затем политические обещания и как следствие этого – вовлечение страны в региональные конфигурации. 

Спустя два дня после саммита, 28 ноября, ЕС принимает решение выделить Грузии 100 миллионов евро на реформы в секторах госуправления, сельского хозяйства и развития сельской местности.

Затем на повестку вышел Транскаспийский транспортный коридор, подразумевающий участие Турции, Казахстана, Азербайджана и Грузии.

Кроме того, ЕС рассматривает Грузию как транзитную зону по перекачке каспийских углеводородов не только по оси Баку – Тбилиси – Анкара, но и по линии Иран – Грузия. А эта связка напрямую выводит нас к украинской теме, поскольку дальнейшая прокладка данного маршрута подразумевает протягивание газопровода до берега Украины.

Турция – Грузия – Южный Кавказ. И Россия

Большие опасения России может вызвать сближение Турции и Грузии (под натиском Брюсселя) ввиду истории с переходом боевиков из Грузии через Турцию в ИГ (по-арабски — ДАИШ). Что, кстати, может работать и в обратном направлении.

Удивительно, но спецслужбы Грузии эта тема никогда сильно не волновала и, похоже, не особенно волнует. Только когда пресса стала уж слишком активно писать на этот счет, власти сделали несколько заявлений. Но вопрос так по-прежнему и рассматривается на уровне заявлений. Между тем, некоторые грузинские эксперты настаивают, что грузинские спецслужбы не просто не противостоят этому процессу, некоторые из них, еще со времен Саакашвили, косвенно способствуют радикализации исламского населения Грузии.

Если конфронтация Москвы и Анкары будет продолжаться, есть все предпосылки для того, что Грузия может быть использована как один из механизмов по сдерживанию России. Этот факт, безусловно, не может не беспокоить Москву, но на данном этапе у России нет мягких инструментов, чтобы противостоять этой угрозе.

Кроме того, в Европе прекрасно видят – и ценят – связь Грузии и Украины. Наверняка проектировщики в Брюсселе рассматривают разные механизмы по взаимодействию по этому направлению.

По всей видимости, на встрече "Восточного партнерства" некоторые аспекты были рассмотрены. Правда, пока общественность о них не информирована.

Думается, что в Тбилиси были заложены контуры будущих перемен, в рамках которых связки Украина – Молдавия, Азербайджан – Грузия – Турция, карабахский вопрос – все они рассматривались как составные части единой политики сдерживания России. В первую очередь, речь идет об экономическом сдерживании. 

Не стоит забывать, что Россия, увлеченная сирийским вопросом, уже пропустила создание Тихоокеанского союза. Сегодня по периметру России выстраивается новая экономическая конфигурация из стран – бывших участниц Советского Союза. Однако пока у России нет действенных экономических механизмов для корректировки этих планов в свою пользу.

Второй элемент сдерживания – стратегический. Россию вытесняют с Южного Кавказа, и, к сожалению, обострение отношений с Анкарой только способствует этому. 

Насколько ситуация будет развиваться по этому сценарию, могут показать несколько маркеров: политика Грузии в ближайшее время, риторика Брюсселя в отношении Тбилиси, уровень дестабилизации карабахского конфликта, реакция тюркской дуги на конфликт России и Турции, а так же возможные элементы дестабилизации в Армении.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. 

Лента новостей
0