Тбилиси. 13 декабря — Sputnik. В Грузии, практически, нет такого предприятия, продукция которого массово продавалась бы на европейском рынке, заявил управляющий партнер Объединения аудиторских и консультационных компаний BDO Зураб Лалазашвили.
Договор о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли (DCFTA) является неотъемлемой частью Соглашения об ассоциации Грузии с Евросоюзом, подписанного в Брюсселе 27 июня. Договор включает устранение тарифных и также нетарифных барьеров и урегулирование широкого спектра вопросов, связанных с торговлей.
"Для Грузии европейский рынок до сих пор не был таким открытым, и никто не старался инвестировать в производство такой продукции, которая там массово продавалась бы, поскольку требование Европы в связи с качеством и безопасностью продукции гораздо жестче, нежели сегодня могут быть у нас в Грузии", — отметил Зураб Лалазашвили.
Еще одна сложность, с которой может столкнуться произведенная в Грузии продукция — это обретение места на рынках.
"Инвестировать нелегко в тот же маркетинг или дистрибуцию, если мы говорил о производстве массовой продукции какого-то типа, то для этого нужна довольно хорошая инвестиция, как внутри страны, так и за ее пределами", — заявил управляющий партнер компании BDO.
По мнению Зураба Лалазашвили, правительству следует проводить целенаправленную кампанию с теми странами, для бизнеса которых будет интересно производить продукцию в Грузию, а затем ее вывозить.
"В то же время мы должны подобрать те конкретные предприятия, которые вывозят свою продукцию в Евросоюз. Нам нужно предложить им лучшие условия, чтобы заинтересовать в переносе или открытии предприятия в Грузии", — отметил Зураб Лалазашвили.
Зарубежного инвестора в Грузии можно заинтересовать ресурсами, которые есть в нашей стране. Это может быть дешевизна кадров или энергоносителей. А может — близость к европейскому рынку, хорошая логистика и т.д.
"Мы не можем сказать, что у нас очень много конкретных преимуществ, но, естественно, не следует говорить, что нам нечего предложить. Разумеется, существуют компании, которые заинтересованы начать бизнес в Грузии. Соответственно, мы сначала должны хорошенько определиться с тем, что у нас есть, проанализировать, что мы можем предложить — будь то дешевизна или простота, доступность или что-то другое, и затем, вооруженные этим арсеналом, обратиться именно к этим инвесторам", — отметил управляющий партнер BDO.
Что касается непосредственно грузинского рынка, он, сам по себе, не особенно привлекателен для инвесторов, с одной стороны — из-за численности населения, а с другой — из-за не очень высокой платежеспособности.
"Многим видам бизнеса это как фактор мешает войти в Грузию, хотя, в то же время, бизнесмен делает расчет больше на масштаб региона, а у Грузии со многими свободными рынками оформлены различного формата соглашения о свободной торговле, что дает хорошие возможности для вывоза продукции", — отметил Зураб Лалазашвили.
В Евросоюз на экспорт идут орехи, минеральные воды, натуральные виноградные вина, спиртные напитки и другие продукты.