Берегись праворульного автомобиля

© photo: SputnikАвтомашина с правым рулем
Автомашина с правым рулем - Sputnik Грузия
Подписаться
Колумнист Sputnik рассуждает о планируемом запрете праворульных автомобилей в Грузии.

В Грузии автолюбителей огорошили новой инициативой. С марта 2016-го в стране вводится запрет на регистрацию машин с правым рулем. По объяснениям властей, количество праворульных машин растет настолько катастрофически, что в ближайшем будущем мы можем оказаться перед необходимостью перестраивать инфраструктуру с правостороннего движения на левостороннее.

Новшество раскололо владельцев автомобилей на два лагеря – тех, кто аплодирует ему стоя, добавляя со вздохом удовлетворения, что давно пора, и тех, кто нашел в нем явное ущемление собственных прав, прогнозируя социальный взрыв.

Автомобиль с правым рулем - Sputnik Грузия
"Нацдвижение" выступает против запрета на праворульные машины
Нейтрально к грядущему закону относимся только мы — пешеходы. Нам, что справа руль, что слева, что посередине, все едино, лишь бы правила дорожного движения соблюдались, и жизнь наша была бы защищена.

Говоря начистоту, покупай я сегодня машину, то не соблазнилась бы праворульным авто, несмотря ни на дешевизну, ни на простоту в эксплуатации, ни на другие преимущества перед леворульными машинами. Для меня иметь собственный автомобиль и не прокатиться на нем с ветерком к Черному морю – почти немыслимо. А трасса, сами понимаете, располагает к тому, чтобы выжимать из железного коня по максимуму. Непередаваемые эмоции, адреналин и прочее.

И вот мчишься ты по гладкому асфальту, а тут ползет впереди копейка, ну или трайлер, их на пути следования из Тбилиси в Батуми пруд пруди. Что же ты так и будешь висеть у них на хвосте? Нет, конечно, ты идешь на обгон. Только, как же совершать подобный маневр, сидя за рулем праворульной машины? Ты ведь не видишь мчащихся навстречу тебе машин. Автовладельцы праворульных машин, коих в моем окружении больше, чем владельцев леворульных, мне на это отвечают – буду спрашивать совета у сидящего со мной рядом.

Акция протеста владельцев автомашин с правым рулем - Sputnik Грузия
Владельцы машин с правым рулем протестовали в Тбилиси

Мне это, прямо скажу, напоминает эпизод из фильма "Запах женщины", где ослепший полковник решает погонять на новеньком "Ферари". "Ну, теперь можно?" — спрашивает у присматривающего за ним студента полковник, имея виду – можно ли зайти в поворот. В общем, лично меня праворульное авто не воодушевляет… Хотя вопрос сугубо индивидуальный. Ведь, если без рисков и безумных экспериментов, то никакой опасности для владельца и уж тем более пешехода праворульный автомобиль не представляет. Напротив, "японки", как ласково величают праворульные машины, попадающие в Грузию из Японии, имеют гораздо больше плюсов в сравнении со своими европейскими и американскими товарками. 

"Японки" в фаворе

Уровень автомобилизации в Японии — один из самых высоких в мире. И в Японии, так же, как и в любой другой стране мира борются с автомобильными пробками, притом весьма эффективно. К слову, в будние дни большинство японцев предпочитает передвигаться на общественном транспорте. Приезжать на работу на своей машине считается дурным тоном, ну если только ты не большой босс. А приобретение автомобиля связано с преодолением ряда препятствий. Если ты все же решил купить автомобиль, то вместе с ним ты в обязательном порядке должен приобрести парковку, ну или арендуешь ее. Притом парковочное место должно соответствовать габаритам вашего автомобиля. 

дорога транспорт машины - Sputnik Грузия
МВД Грузии разъяснило причины запрета праворульных автомобилей
Далее покупаешь обязательную страховку, потом заполняешь и заверяешь еще миллион бумаг и, если еще не передумал после всей этой долгой канители, получаешь ключи. Далее идут стандартные обязательства. Годовой  налог в зависимости от машины, раз в два года  - обязательный технический осмотр, что обходится вначале в 1000-2000 долларов, однако чем старее автомобиль, тем больше эта цифра.

В конечном итоге, на каком-то этапе тебе становится выгоднее купить новую, чем переплачивать за старую. Этим то и объясняется тот факт, что в Японии почти нет старых машин. Притом, если старую машину не получится перепродать, то придется заплатить приличную сумму за ее утилизацию. Но до этого дело, конечно, не доходит, потому что Грузия, или любая другая из бывших союзных республик, всегда на подхвате. Правда, с будущего года Грузия из этой обоймы, похоже, выпадает. 

"У нас есть обязательство, взятое на себя Женевской конвенцией о безопасности дорожного движения, о соблюдении унификации. Страна рассчитана на движение автомобилей с левым рулем, и на это рассчитана вся инфраструктура", — объясняет эту вынужденную необходимость заместитель министра внутренних дел Грузии Арчил Талаквадзе.

Правда, автовладельцев такое объяснение властей не совсем устраивает: "Все эти разговоры властей о безопасности лишь отговорки. Японские машины по всем параметрам опережают европейские. И по безопасности, и по экологии, — рассказывает подруга, которая приобрела года три назад праворульный "Нисан-Марч". — Покупать машину с правосторонним рулем намного выгоднее, она ведь дешевле в разы. У японских машин, по сравнению с европейскими, очень маленький пробег. Притом, когда ты в Японии покупаешь машину, то точно знаешь всю ее историю, вплоть до сантиметровой царапины. Ну, представь, из Европы на эти деньги завозят очень старые машины, 90-х годов. У таких автомобилей в выхлопных газах гораздо больше вредных для здоровья веществ".

Знакомая из сети новшество в целом одобряет, но отмечает при этом, что борьбу за безопасность на дорогах лучше начинать с введения техосмотра, а не с запрета на праворульные машины. 

"Я — владелец японского авто, — говорит Александра. — Этот закон скажется на тех, кто лелеял мечту купить таковую машину, и на тех, кто их привозит. К сожалению, лично мне — страстной поклоннице японок из-за их технического состояния и из-за реалий наших — больше не удастся приобрести такую же. Но закон этот понятен, в противном случае весь автопарк страны, с правосторонним движением, был бы заменен такими автомобилями, а это нонсенс. Хотя я бы сначала ввела тех осмотр, и тогда огромное количество металлолома исчезло бы с дорог, а леворульного металлолома гораздо больше у нас". 

В поисках выхода

Власти поспешили успокоить — вводимые ограничения не коснутся нынешних владельцев праворульных автомобилей и не нанесут ущерба компаниям-перевозчикам. "Мы специально даем окно в четыре месяца компаниям-перевозчикам, которыми уже заказаны подобные автомобили, чтобы они не понесли ущерб. Они смогут получить эти автомобили и зарегистрировать их", — добавил Талаквадзе. По словам чиновника, изменения коснутся и тех автомобилей, которым переставили руль c правой стороны на левую кустарным способом. 

Чиновники, конечно, могут разглагольствовать о том, что все предусмотрели и поэтому дают люфт в четыре месяца, дабы не пустить под откос бизнес сотни автоэкспортеров. Но те, в свою очередь, призывают правительство сесть за стол переговоров и найти и другие запасные варианты, поскольку за четыре месяца найти нишу, альтернативную той, за которую они бились годами, не так просто. Да, компании-экспортеры занимаются ввозом в Грузию машин и из других стран, но автомобили из Японии — в приоритете. Особо находчивые уже заверили, что смогут на месте, в Японии, переносить руль всего за 1500 долларов. 

Впрочем Давид, занимающийся доставкой машин из Японии уже много лет, считает такое предложение довольно сомнительным. 

"Все это пока на уровне слухов. О том, что в Японии можно за скромную цену перенести руль, заявила пока только одна компания. Притом, было также сказано, что в эту стоимость входит транспортировка, то есть доставка до этого завода, или места, где будет производиться эта операция", — рассказывает Давид.

Виды Владивостока и бухты Золотой Рог с пилона вантового моста - Sputnik Грузия
Памятник правому рулю могут установить во Владивостоке
"Года три назад мне пришла реклама от японского предприятия, в которой его представители говорили о том, что переносят рули и прислали свои расценки. Те машины, в которых перекинуть руль здесь у нас обходится приблизительно долларов 200, у них  - 2200. Притом транспортировка до предприятия не входила в данную стоимость, то есть это не окончательная цена. Я склонен доверять японским партнерам больше, чем грузинским дилерам. Просто потому, что японцы всегда отвечают за качество", — заключает Давид.

Платить за качественный перенос руля на месте, вместе с транспортировкой автомобиля до места монтажа, стоимость автомобиля и его доставку до Грузии чересчур накладно, а переносить его кустарно в Грузии наказуемо. Вот и получается, что от японок придется отказываться и покупать машины европейские и американские, уступающие японским и по цене, и по качеству, ну или пересаживаться на общественный транспорт. А там, глядишь, и проблема пробок "рассосется".

Не эту ли цель преследует власть, умело, маскируя ее под урегулирование проблемы избыточного количества праворульных машин в стране с правосторонним движением? Этим летом мэр Тбилиси Давид Нармания заявил, что одной из причин, вызывающих пробки в столице, является большое количество праворульных автомобилей. Градоначальник даже высказался, что государство должно запретить такие машины. Правда, тогда идея показалась настолько абсурдной, что стала предметом шуток в обществе, а не серьезных обсуждений…

Лента новостей
0