Возрадуйтесь! Именно возрадуйтесь, поскольку не знаю, как иначе сообщить эту действительно радостную весть. Теперь, надеюсь, что, если уже не в ближайшие дни, то хотя бы в обозримом будущем финансовая стабильность будет основываться на "прочности" национальной гордости — лари. Но даже если не касаться этой и других многочисленных возможных благих перспектив, по крайней мере, канут в Лету валютные колебания, шок и кризис…
"Что же такого происходит?" — без сомнения, спросит утомленный моим умеренным сарказмом и тоскующий по хорошим новостям читатель. Не стану тянуть и скажу, что Национальный банк Грузии заслужил одобрение миссии Международного валютного фонда. Об этом черным по белому написано в заявлении представителей авторитетного и влиятельного финансового института.
"Миссия Международного валютного фонда однозначно поддерживает политику Национального банка Грузии, которая подразумевает сохранение плавающего курса лари и в исключительных случаях, при особых валютных колебаниях использование валютных интервенций", — говорится в заявлении, очевидно, к сведению тех, кто главный банк страны и его окружение обвинял, как минимум, в способствовании обесцениванию лари.
Будем надеяться, что хотя бы теперь в стремительном "следовании" лари ко дну не станут обвинять руководство Национального банка… Но только надеяться, да и то безо всякой, простите за тавтологию, надежды. Поскольку абсолютное большинство местных экспертов и аналитиков считают, что на обменный курс национальной валюты сказывалось периодическое наращивание размера кредитов рефинансирования, производимого Национальным банком для поддержки ликвидности коммерческих банков (в том числе, к примеру, только в сентябре — на 212 миллионов лари).
Множество раз высказывались мнения о политической составляющей и окраске обесценивания лари. Открытым текстом заявлено, что Национальный банк во главе с "креатурой" "Национального движения" занимается саботажем. Тут же напомню, что осенью на произвол Национального банка парламентарии ответили изменениями в закон о банковском надзоре. Вето президента законодатели преодолели. Затем, уже решением Конституционного суда, были приостановлены действие закона и деятельность основанной на нем надзорной структуры. Соответственно, функцию банковского надзора по-прежнему выполняет Национальный банк.
Что касается упомянутого заявления. В рамках программы Международного валютного фонда по резервному финансированию в Тбилиси находилась миссия во главе с Марком Грифитсом, и следует предполагать, что положения этого заявления пронизаны впечатлениями именно от этого делового путешествия. Хотя, очевидно, что в строках открыто читается желание — функцию банковского надзора и в будущем оставить в рамках полномочий Национального банка.
"Главной задачей Национального банка Грузии является стабильность цен, что требует плавающего обменного курса. Для того, чтобы суметь достичь этой цели и защитить финансовую стабильность, у Национального банка должна быть полная операционная независимость. Власти ждут решения Конституционного суда по поводу закона, который размежевывает банковский надзор от Национального банка Грузии. Важно, чтобы эта функция оставалась независимой от политического и отраслевого вмешательства и осуществлялась высококачественно", — заявляет Марк Грифитс.
Ясно читается, что миссия в своих оценках максимально старается упоминать Национальный банк лишь в позитивном контексте и полностью отвести от него ответственность в процессе обесценивания лари. В этом же заявлении есть ответ на вопрос, поставленный в обвинительном тоне представителями правящей коалиции и аналитиками — почему Национальный банк не осуществлял на финансовом рынке интервенции, которые могли бы приостановить падение курса лари?
"Предположительно, при долгосрочных внешних шоках интервенции были бы безуспешными и только вызвали бы разбазаривание валютных резервов. Обесценивание обменного курса лари смягчило внешние шоки в виде сокращения импорта, сохранения конкурентоспособности местных производителей и соблюдения стоимости денежных переводов", — говорится в заявлении.
Словом, оценки представителей миссии Международного валютного фонда и местных экспертов в отношении деятельности Национального банка не совпадают. Вообще-то, это не первый случай, когда по одному конкретному вопросу мнения в стране и за ее пределами разнятся. "Какому доверять?" — возможно, спросит читатель, и мне будет сложно ответить, поскольку апеллирование конъюнктурными позициями характерно и для нас, и за рубежом.
Особенно важно, наверное, все же то, что Миссия благодарит президента страны, премьер-министра, других членов Правительства и Национальный банк за открытую и конструктивную дискуссию. Будем надеяться, что хотя бы впредь никто не будет обвинять власти в никчемности…
В последние несколько дней лари оторвался от дна. Это — скромная попытка устремиться к поверхности. Однако, прохаживаясь по городу и приглядываясь к световым табло обменных пунктов, я радуюсь, что цифры, правда, совсем чуть-чуть, но все же меняются к лучшему. Интересно, что подтолкнуло национальную валюту…
Экономист Отар Хупения: "Небольшое укрепление курса лари обусловлено несколькими факторами. В конце года традиционно растет спрос на лари. Растет объем денежных переводов из-за рубежа. На сей раз следует учитывать интервенцию объемом в 20 миллионов долларов, недавно осуществленную Национальным банком".
Что будет завтра? Каким будет для лари наступающий Новый год — покажет время, но подозреваю, что в данном случае Санта Клаус мало что сможет сделать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.