Евразийская экономика и региональная безопасность

© photo: Sputnik / Екатерина Штукина / Перейти в фотобанкПремьер-министр РФ Д.Медведев принимает участие в заседаниях Совета глав правительств СНГ и ЕАЭС в Казахстане
Премьер-министр РФ Д.Медведев принимает участие в заседаниях Совета глав правительств СНГ и ЕАЭС в Казахстане - Sputnik Грузия
Подписаться
Алексей Мухин рассуждает о перспективах ОДКБ как многофункциональной международной структуры безопасности, являющейся щитом для евразийского интеграционного проекта России, Казахстана, Белоруссии, Армении и Кыргызстана.

Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации – для Sputnik

Заседание Высшего Евразийского экономического совета и сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ не зря прошли в Москве одновременно. В последнее время экономика и безопасность идут рука об руку.

Укрепление региональной безопасности становится залогом более или менее устойчивого экономического развития, и в этой связи вполне может рассматриваться как фактор для повышения инвестиционной привлекательности евразийских регионов.

Так называемые "ближневосточные риски", конечно, связаны с угрозой проникновения радикальных элементов террористических группировок на территорию стран-участниц ОДКБ, а в перспективе – также из Афганистана. Поэтому основной задачей Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ (КСОР) сегодня является постоянная демонстрация готовности объединенных войсковых подразделений к коллективному противостоянию возможным угрозам, связанным с выводом контингента НАТО из Афганистана и провокациями межэтнических и приграничных конфликтов в центральноазиатских странах, на Украине, в Грузии и в Молдавии. 

Актуальным сегодня стало согласование и реализация представителями стран-участниц ОДКБ проекта по созданию Коллективных авиационных сил в составе КСОР, которые включают формирование военно-транспортной и специальной авиации вооруженных сил, органов внутренних дел, внутренних войск, органов безопасности и специальных служб, а также органов, уполномоченных в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Впрочем, на данном этапе странами-участницами проекта пока продолжается корректировка схемы и механизмов военно-политического сотрудничества. 

В результате ОДКБ все более отчетливо превращается в многофункциональную международную структуру безопасности, которая является щитом для евразийского интеграционного проекта России, Казахстана, Белоруссии, Армении и Кыргызстана. Однако работы по организации реальной военной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное функционирование, еще много.

Впрочем, и это достижение последнего времени, между странами-участницами ОДКБ сегодня отсутствуют какие-либо базовые расхождения в видении дальнейшего развития системы безопасности. Ключевым фактором такой сплоченности является нарастающая нестабильность вдоль границ государств-участниц проекта.

В этой связи в краткосрочном периоде развития ЕАЭС и ОДКБ назрело решение ряда серьезных вопросов:

Во-первых, в последнее время поднимался вопрос объединения ОДКБ с Евразийским экономическим союзом. Однако против этого выступает генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа, лоббирующий идею развития ОДКБ по европейской модели, где политикой и экономикой занимается Евросоюз, а проблемами безопасности – НАТО. Действительно, представляется, что говорить об объединение этих структур пока что рано, так как объединенная организация будет перегружена полномочиями и станет слишком громоздкой.

Во-вторых, государствам-участникам ОДКБ предстоит согласовать план работы по созданию Единой объединенной системе противовоздушной и противоракетной обороны. Здесь особую позицию занимает президент Белоруссии Александр Лукашенко.

В-третьих, ОДКБ планирует создание на базе Коллективных сил специального подразделения по противодействию киберугрозам, что весьма актуально в условиях мировой информационной войны.

К сожалению, противоречия между участниками интеграционных процессов на евразийском пространстве, вызванные в том числе внешним воздействием, пока не позволяют оперативно решать поставленные задачи надлежащим образом. Однако можно предположить, что в 2016 году экономическая обстановка и общие угрозы, которых, как говорилось выше, немало, позволят перевести интеграционные процессы на новый качественный уровень.

Лента новостей
0