ТБИЛИСИ. 14 янв — Sputnik. С начала года Россия приостановила для Украины действие договора СНГ о зоне свободной торговли, были введены таможенные пошлины. Более того, теперь, по указу российского президента Владимира Путина, грузовые перевозки из Украины в Казахстан через РФ могут осуществляться только при участии Белоруссии и под контролем системы ГЛОНАСС (пункты пропуска на белорусской границе согласованы).
При этом ограничений со стороны РФ транзита через российскую территорию товаров в третьи страны (Азербайджан, Грузию, Киргизию, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Китай и другие, кроме Казахстана) нет, заявил журналистам глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов.
Тем не менее, Кабмин Украины сейчас активно разрабатывает возможные альтернативные пути транзита. Уже 15 января планируется запустить демонстрационный поезд из Украины через Грузию и Азербайджан в Казахстан (маршрут включает переправы через Черное и Каспийское моря). Этот путь, по убеждению украинской стороны, может стать альтернативным для доставки товаров на рынок Центральной Азии. Что это — экономический бонус для новых стран-транзитеров или проект, заведомо обреченный на провал? Корреспондент Sputnik выяснял у экспертов.
Окупаемость разрабатываемого Украиной проекта торговли со странами СНГ в обход России крайне низка, и на первом этапе получить серьезные дивиденды для украинской стороны просто невозможно, убеждена руководитель отдела экономики Института стран СНГ Аза Мигранян.
В данный момент действительно, как напоминает эксперт, провоз украинских товаров через российскую территорию осложнен техническими требованиями: необходимо устанавливать пломбы и специальное сопровождение грузов по системе ГЛОНАСС.
Такие меры, как поясняет эксперт, лишают возможности украинских поставщиков каким-то образом вбрасывать товары на территорию РФ. Соответственно, украинская сторона решила двигаться в обход России, и это, безусловно, вынужденная для Киева мера, считает экономист.
"Украина полностью потеряет рынок сбыта, если прекратятся поставки в СНГ, ибо членство в ассоциации с ЕС никоим образом не способствует наращиванию объемов экспорта украинской продукции. Она пока не соответствует техническим стандартам и не может конкурировать по качеству и по основным экологическим требованиям, которые действуют в Евросоюзе", — уверена Мигранян.
Поэтому, как объясняет эксперт, единственный рынок для Незалежной сейчас — это по-прежнему страны СНГ. Конечно, разговоры о том, что через Россию транзит абсолютно невозможен, являются, по словам Мигранян, предвзятыми, политически ангажированными. Но на Украине считают, что альтернативный путь позволит продемонстрировать независимость от России во всех вопросах.
Выгодный транзит
Очевидно, поясняет экономист, что подобный проект транзита украинских товаров дает дополнительную и, в общем, неожиданную прибыль для Азербайджана и Грузии, так как загружаются их транспортные мощности, а дополнительные доходы в условиях финансовой нестабильности и сужения рынков всегда приветствуются.
В данном случае, по мнению Мигранян, можно говорить и о рыночной направленности действий руководства Казахстана: приветствуя украинскую продукцию у себя, они способствуют разнообразию и росту конкуренции между разными производителями.
С другой стороны, Казахстану выгодно получение такого поставщика продукции, который в условиях возрастающих транспортных и логистических расходов, не сможет демпинговать.
"Вопрос также и в том, что рынок среднеазиатских республик, к сожалению, не имеет высокого уровня платежеспособного спроса, это не емкий рынок. В любом случае данный путь не может в полной мере заменить российский рынок", — уверена Мигранян.
Поэтому, как объясняет экономист, вопрос "просачивания" в Россию через Казахстан украинских, а также европейских товаров, которые будут идти через Украину, пока остается открытым. "Этот вопрос не снят, ибо погасить повышение уровня затрат, уровня себестоимости логистики возможно лишь только через увеличение объема продаж. А объем продаж же можно увеличить только на емком рынке, коим является из всех стран СНГ в большей степени именно российский рынок", — считает эксперт.
Меж двух огней?
Мигранян напомнила, что Казахстан, будучи в ЕАЭС, тем не менее, не поддержал, также как и Беларусь, российские санкции по отношению к украинским товарам: страны в этом отношении ведут автономную политику. При этом соглашениями ЕАЭС пока никак не регламентируется выработка единой политики с точки зрения торговли с другими странами, и говорить напрямую о нарушении каких-то положений по договору ЕАЭС в действиях Казахстана мы, как поясняет Мигранян, не можем.
"Но если украинские и европейские товары, поступающие по так называемому "Шелковому пути", через Азербайджан и Грузию в Казахстан, действительно хлынут на российский рынок, очевидно, что со стороны Москвы будут приняты меры дополнительного контроля качества продукции и сертификации по стране происхождения", — полагает экономист.
Именно такой период усиления контроля за транзитом товаров наблюдается сейчас между Россией и Белоруссией. И если, рассуждает эксперт, тенденция сохранится, то, возможно, мы будем иметь такие же проблемы и на границе с Казахстаном. Но эксперт тут же оговаривается: пока проект позиционируется как пробный, говорить об этом рано.
Не России, так другим
Иначе оценивает проект, разрабатываемый украинской стороной, заместитель Центра постсоветских исследований Института экономики РАН Леонид Вардомский. Сейчас, по словам эксперта, надо торговать, а не блокировать: не те времена.
"Украина — крупный поставщик товаров на рынок стран СНГ, второй после России. Российская сторона вынуждена была осложнить этот транзит, и теперь Киев ищет другие варианты поставки товаров в рамках международного права. Ни о каких проблемах и, тем более, ни о каких противоречиях с ЕАЭС не может идти и речи. Что, члены ЕАЭС не имеют возможности торговать с другими странами?", — задает вопрос Вардомский.
Россия, считает эксперт, может только приветствовать подобный проект и тот факт, что между странами осваиваются новые транспортные и транзитные возможности. А насколько подобные перевозки будут рентабельны — другой вопрос, — отметил Вардомский.