ТБИЛИСИ, 26 янв – Sputnik. Террористы в декабре осуществили серию крупнейших за все время сирийского кризиса терактов в центральных районах города Хомс. Последний раз взрывные устройства, начиненные поражающими элементами, были приведены в действия в пятницу. По счастливой случайности людей во время взрывов на улицах почти не было, в больницу были доставлены 11 горожан с различными ранениями.
Корреспондент РИА Новости посетил кварталы Хомса и старый центр города, где не уцелело ни одно здание, а улицы стали пустынными и заброшенными.
Жизнь в ожидании теракта
Если стоять в одном из полуразрушенных в результате последних терактов зданий и осматривать улицу, первое, что бросается в глаза, — это спокойное поведение жителей, которые как ни в чем небывало ходят в магазин, гуляют с детьми, восстанавливают свои дома.
Несмотря на то, что взрывы были около месяца назад, его последствия полностью устранить, пока не удалось. Здание, у которого был эпицентр взрыва, восстановлению не подлежало. Теперь на его месте пустырь — ровная площадка. Все соседние строения пока не пригодны к жизни – часть пострадали от пожара, два дома остались без передних стен.
Мохмуд Дарвищ — житель квартала Аз-Захра потерял при взрывах двух племянников и супругу, когда случилась трагедия, он был на соседней улице. Прибежав к дому, в его квартире уже пылал пожар, попасть вовнутрь было невозможно. Свою мать Махмуд смог спасти через крышу, куда она, раненная, смогла добраться. Тело супруги Дарвищ обнаружил с группой спасателей под рухнувшей стеной, обгоревшие тела племянников нашли позже на кухне. Парни в этот день зашли в гости на ужин.
Иностранцы в последние годы нечастые гости в Аз-Захра. Услышав непривычную речь, подошли любопытные дети. Мальчишки лет десяти рассказали, что живут здесь на протяжении всей войны. Самый разговорчивый Али сказал, что он со своими друзьями живет в постоянном ожидании взрыва и каждый раз вздрагивает от любого сильного хлопка.
"Раньше террористы были в старом городе – это очень близко отсюда. Тогда мы боялись снайперов, они стреляли по нам и днем и ночью. Мы поставили большую стену, так можно было ходить в школу. Но взрывы страшней – тогда мы знали, где и как ходить и не умереть, а сейчас мы просто живем и ждем очередного взрыва", — рассказывает мальчишка, который хочет скорей вырасти, стать строителем и восстановить свой город и страну.
Смертники приехали на скорой
Всего за последние три месяца в районе, где проживают алавиты, шииты и небольшое количество христиан, прогремело около 50 взрывов, включая минометные обстрелы. Мохсен Аль-Хелу – командир отряда ополчения, чей брат погиб, пытаясь задержать смертника, рассказал о том, как террористы смогли миновать военные блокпосты, проникнуть в Аз-Захра и осуществить тройной теракт.
"Они приехали на машине скорой помощи, переодетые в военные камуфляжи. У моего брата был магазин на углу, он тоже ополченец, и, сидя у себя, он следил за ситуацией на улице", — вспоминает Мохсен.
Подозрение брата Мохсена вызвала машина после того, как она припарковалась против движения и из нее вышли двое незнакомых мужчин с оружием. Ополченец вышел из своего магазина и попросил незнакомцев убрать машину. Поняв, что его игнорируют и продолжают идти в сторону расположенной неподалеку поликлиники, Аль-Хелу-младший принял решение их задержать. Завязалась драка, не прошло минуты — на воздух взлетел фургон красного полумесяца, смертника почти удалось скрутить, однако от первого взрыва ополченец отвлекся, и в этот момент смертник успел привести в действие взрывное устройство, закрепленное на его теле. Через считанные секунды себя подорвал второй террорист. Погибли десятки людей, около сотни были ранены.
"Если бы брат не попытался их задержать, они бы взорвали поликлинику, жертв могло быть вдвое больше. Мы считаем его героем", — с гордостью сказал командир ополченцев.
Аль-Хелу объяснил, что террористы чаще всего устраивают теракты и обстреливают из минометов квартал аз-Захра, так как здесь "резерв" армии и ополчения. Почти вся мужская часть населения либо в армии, либо в ополчении воюют во всех уголках страны.
По иронии судьбы среди погибших оказался военнослужащий Гейс Гассун, который был одним из защитников военного аэродрома Кувейрис в провинции Алеппо. Пробыв четыре года в осаде на авиабазе, Гейс вернулся в родной город. После снятия блокады он погиб в теракте, находясь в собственном доме.
Квартал-призрак
Буквально в километре от района аз-Захра находится старый центр города Хомс – квартал Хальдией. В центре этого квартала террористы, которые называли себя революционерами, проводили массовые казни горожан зачастую лишь за то, что они иной конфессии.
Преодолев армейский блок пост, въезжая в Хальдией отказываешься верить, что увиденная панорама – это реальность. Здесь нет ни одного уцелевшего дома, все строения либо полностью уничтожены, либо изрешечены снарядами различного калибра. Первая мысль, что это декорации к фильму "Сталинград".
Экскурсию по "призрачному" кварталу согласилась провести сотрудница местного отделения министерства информации, она жила здесь до войны, пока не пришли боевики. Хаят не понаслышке знает, что происходило в историческом центре, когда его контролировали террористические группировки.
Показывая на горы камней и цемента, Хаят говорит: "Здесь был полевой госпиталь". Другие руины были домом ее сестры.
Хаят рассказала, что на площади города состоялась одна из самых страшных казней. Боевики с целью запугать жителей поймали девять женщин, раздели их, заковали в цепи и заставили идти вдоль главной улицы на площадь. Жителей выгнали из домов и заставили смотреть. На площади женщин прилюдно обезглавили и заявили, что так будет с каждым, кто решит поддерживать власти и армию. По рассказам местных жителей, именно после этой казни в Хомсе в 2011 году был сформирован первый отряд ополченцев, который начал вести боевые действия против террористов.
Двенадцать лет назад именно этот квартал запомнился большим количеством жизнерадостных людей, многочисленными небольшими ресторанчиками и магазинами. Тогда даже в страшном сне не могло присниться, что придет день, как придется стоять здесь, слушая только шум ветра и трагическую историю местной жительницы.
Третий по величине город в Сирии на сегодняшний день почти полностью освобожден от боевиков. Из 63 районов под контролем армии — 62. Лишь район Аль-Уаэр на севере города по-прежнему контролируется вооруженными группировками. Однако власти через посредников ведут переговоры с боевиками. В декабре в Идлиб были вывезены 500 иностранных наемников с их семьями. В течение нескольких недель, если договоренности не будут нарушены, район должны покинуть оставшиеся 1,5 тысячи моджахедов.
Тогда Хомс станет первым полностью освобожденным городом в Сирии. Но жители свободного города так и будут жить в ожидании новых терактов, пока не закончится война.