30 января грузинский музыкальный мир ждет открытия нового сезона Государственного академического театра оперы и балета. Сезон откроет опера Закария Палиашвили "Абесалом и Этери".
Армаз Дарашвили, солист, исполнитель партии Абесалома:
— Как перед премьерой чувствует себя "Абесалом"?
— Просто чудесно, и я вместе с ним! Чем ближе день премьеры, тем я более мобилизован. Стараюсь поменьше волноваться, и чтобы на моем пении все отразилось положительно. Дома я не репетирую. Просто, заранее особым карандашом заношу в клавир какие-то замечания, вижу все ноты и запоминаю, где и что нужно делать. А придя домой, так сказать, репетирую по памяти.
— Наверное, и распорядок дня у вас соответствующий, тем более — в дни перед премьерой?
— Встаю рано утром, ночью стараюсь спать восемь часов, а от компьютера и многих иных отвлекающих средств я отказываюсь. Как и от алкоголя, причем, не только перед премьерой, но и вообще!
— Нет ли у вас какой-то традиции перед премьерой, или не поддаетесь ли какому-то суеверию?
— Дорогу перебежала кошка, кто-то встретился первым или упала партитура… — все подобное от меня очень далеко! Главное в жизни – хорошо делать свое дело, верить в Господа, и никакая злая сила нас не одолеет!
Нини Чачуа, солистка, исполнительница партии Марихи:
— Этот день я ждала с удвоенным волнением, потому что в 2004 году именно партией Марихи состоялся мой дебют в опере. После шеститилетней паузы мной завладели те же ощущения, и потому у меня сейчас обостренная ответственность. Что касается традиции, это, скорее, христианское правило – перед выходом на сцену как верующий человек я осеняю себя крестом.
Годердзи Гараканидзе – член оперного симфонического оркестра и библиотекарь театра:
— Открытие какого сезона было для вас самым запоминающимся?
— Для начала скажу, что работать в оркестре я начал в 1979 году. Больше всего вспоминается сезон, который открылся во время тех беспорядков, когда театру приходилось работать в необыкновенно сложных условиях – не было электричества, месяцами не выдавали зарплату. Чтобы в стране сохранились культура и духовность, музыканты, невзирая на все тяготы, спектакли не пропускали. А сегодня мы все с нетерпением ждем открытия нового сезона, к тому же будем представлять жемчужину грузинского оперного искусства — "Абесалом и Этери".
— Новшества коснулись и оперной библиотеки?
— Библиотека полностью переходит на электронную версию. До открытия оперного сезона была подготовлена электронная версия "Абесалома и Этери". А сейчас идет работа над электронной версией новых нот "Горды".
— Интересно, нет ли у оркестрантов забавной традиции из какого-нибудь ритуала?
— Мы играем на духовых инструментах, и у нас есть один ритуал: за 15 минут до спектакля мы проводим, так сказать, разминку губ, то есть, приводим губы в порядок. … В связи с ритуалом я вспомнил первоапрельскую шутку: 1 апреля мы обычно договариваемся, и когда дирижер начинает дирижировать, к примеру, оперой "Абесалом и Этери", оркестранты играют Бетховена. Тот, конечно же, понимает, в чем дело, и улыбается…
Важа Центерадзе, валторнист симфонического оркестра:
— Более всего вспоминается сезон, когда Джансуг Кахидзе в спектакль "Абесалом и Этери" ввел Майю Томадзе и Александра Хомерики. Тот спектакль тогда был признан шедевром. Что же касается традиции, то после каждой премьеры мы устраиваем застолье и отмечаем этот день по-нашему, по-грузински. Надеюсь, что эту традицию мы не нарушим и после предстоящей успешной премьеры.
Премьерные спектакли в оперном театре состоятся 31 января, 2 и 21 февраля. Что касается традиции, в тот же день, в 18:00, согласно традиции уже новой, перед зданием оперного театра откроется звезда Медеи Амиранашвили.