В январе 1966 года в Тбилиси открылся четвертый в СССР метрополитен. Осуществление одного из самых грандиозных и масштабных инфраструктурных проектов в Грузии совпало с приходом к власти Никиты Хрущева, который не отличался благосклонностью к Грузии. Потому строительство тбилисского метро проходило, практически, в конспиративном режиме…
- Было ли в то время для Вашего отца опасным осуществлять национальные проекты втайне от Москвы?
— Папа с 1942 года служил в армии. Он прошел финскую войну и ленинградскую блокаду… Дослужился до звания генерал-лейтенанта, и кого же он мог бояться? Вместе с тем, в Москве у него было много друзей и знакомых, которые его поддерживали. Как известно, в тот период в столице на ключевые должности назначали военных, участвовавших в Великой Отечественной войне. Они хорошо были знакомы с отцом и очень его уважали, потому на многое закрывали глаза.
- Но ведь на строительство метро были нужны большие финансы, и достать их вот так, скрытно, было почти невозможно…
— Вообще, разговоры о строительстве метро начались еще при предшественнике отца – Кандиде Чарквиани. Обещание построить в Тбилиси метро он получил непосредственно от Сталина. Но вскоре Иосиф Виссарионович скончался, и строительство метро было приостановлено. К тому же, по советскому законодательству, метрополитен мог строиться лишь в миллионном городе, а население Тбилиси к тому времени насчитывало лишь 500 тысяч.
- Выходит, после Москвы, Ленинграда и Киева метро должны были строить в Харькове, где проживало 1,2 миллиона человек. Но начали строить в Тбилиси… Почему?
— Хрущев был категорически против строительства метро в Тбилиси – говорил, что для Грузии это чрезмерная роскошь. Он был охвачен навязчивой идеей — иметь в стране как можно больше свинарников, ферм и кукурузных полей. И еще – бомбоубежищ. Между прочим, именно фактор бомбоубежищ "спас" строительство метро, когда Хрущев уже начал заполнять шахты и тоннели. Отец его убедил, что переделать существующие тоннели будет гораздо легче, да и обойдется это намного дешевле, нежели их заполнить и перенести в другое место. Так что, на всей территории республики продолжили финансирование теперь уже строительства тоннелей…
Строительство метро в Тбилиси велось практически по-партизански. Многие в городе даже не знали, что реально происходило на проспекте Руставели. Вход в метро и находившийся рядом сквер были полностью закрыты, и видно было лишь, как туда въезжали грузовые автомашины, вывозившие затем песок и камни.
- Работать в таких условиях, наверное, было рискованно?
— Да, строить метро действительно было рискованно. В то время вторым секретарем ЦК был командированный из России кадр, главная функция которого заключалась в составлении для Кремля доносов на местное правительство… Однажды Хрущев действительно отцу позвонил и сказал, мол, в Москве ходят слухи, что в Тбилиси строят метро. Папа отрицал это и ответил, что ведется всего лишь строительство тоннелей и укрытий… Рабочие сумели сделать поистине невозможное и построили самую глубокую в мире станцию метро – "Руставели" находится под землей на глубине 100 метров. За этот трудовой подвиг отец наградил строителей орденами…
- В 1964 году Хрущева вынудили покинуть пост, и, как известно, Василий Мжаванадзе внес в это большую лепту…
— Да, отец вместе в тогдашним председателем Комитета госбезопасности Алекси Инаури входил в тот узкий круг людей, которые руководили процессом отстранения Хрущева.
- Затем к власти приходит Брежнев, и всего за каких-то шесть лет в Тбилиси открывается 11 станций метро. Просто, представить трудно…
— После прихода Брежнева Грузия могла спокойно продолжать строительство, и, главное, ничего скрывать уже не приходилось. Тем более, что основные работы были завершены. Чувство было непередаваемое: с 1964 года грузинам не нужно было бояться переселения в Казахстан, и мы могли любоваться красивейшим Тбилисским метрополитеном…