ТБИЛИСИ, 8 фев — Sputnik. Инициатива США по созданию системы ПРО совместно с Южной Кореей в ответ на развитие ракетной программы КНДР оправдано, однако может привести к дополнительной напряженности в регионе, считают опрошенные РИА Новости эксперты.
О начале переговоров о размещении системы ПРО сообщила постоянный представитель США при ООН Саманта Пауэр. "Объявление о системе THAAD и решение начать переговоры о целесообразности этой системы принято в контексте постоянно появляющейся угрозы миру и безопасности Республики Корея, нашим японским друзьям, всему региону и вплоть до Соединенных Штатов", — заявила посол по итогам заседания Совета Безопасности ООН в связи с запуском КНДР ракеты.
Без альтернатив
Заместитель директора института США и Канады Валерий Гарбузов считает, что такой шаг Вашингтона может "конечно" привести к обострению ситуации в регионе, однако в нынешних условиях США не видят для себя альтернатив.
"Потому что КНДР относится к числу тех государств, которые уже на протяжении уже очень длительного времени доставляют головную боль, и не только США, кстати, но и всем государствам региона. Последние действия Пхеньяна, такие нежданные сюрпризы, которые Северная Корея себе позволяет, они только усиливают напряженность. Поэтому США после такой серии испытаний или так называемых испытаний могут ускорить свои работы по размещению ПРО", — заявил Гарбузов.
При этом он отметил, что такие действия не противоречат необходимости прикладывать усилия по возобновлению шестисторонних переговоров.
"Одно другого не исключает. Вообще говоря, если мыслить здраво, надо начинать участвовать в этих переговорах. А с другой стороны такой — если употребить слово шантаж — или такие угрозы (со стороны США) – своего рода ружье, которое висит на стене, но может в любой момент выстрелить, это всегда применяется в дипломатии и международных отношениях в целом. Просто у американцев уже создалось убеждение, что с такими странами, как Северная Корея, как Иран, надо вести себя очень осторожно, и тот объем недоверия, который накопился за годы, превышает те возможности, которые посадили все эти страны за стол переговоров", — сказал эксперт.
По его словам, "сегодня ситуация такая", она "вряд ли она изменится".
"Потому что вряд ли кардинально изменится тот стратегический внешнеполитический курс, который ведет Северная Корея совершенно целенаправленно, провоцируя американцев. Это вызов всем остальным странам, с которым уже многие годы никто ничего не может поделать", — добавил Гарбузов.
Легитимный повод
У США и Южной Кореи есть легитимный повод развивать систему ПРО, поскольку дипломатическое решение ядерной и ракетной проблем КНДР пока даже не появилось на горизонте. Именно поэтому Китай, чьи возможности THAAD также может ограничить, не выступает с резкой критикой этой инициативы, считает руководитель программы "Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе" Московского центра Карнеги Александр Габуев. "Пока что публичная реакция Китая была довольно сдержанная. Китай выступал против создания системы ПРО, но, если сравнивать с реакцией Россией на развертывание европейского сегмента ПРО, то реакция Китая была в десять раз более спокойная и менее эмоциональная", — отметил эксперт.
"Другой вопрос, что иранская ядерная угроза, судя по всему, гораздо более мнимая, чем северокорейская. Понятно, что есть некоторая проблема, и очевидно, что дипломатическими усилиями ее решать не удается. У США и их союзников есть вполне легитимный повод развивать свои возможности для защиты от ракетной угрозы", — полагает Габуев.
По мнению специалиста, система ПРО на Корейском полуострове в любом случае будет создаваться с расчетом на то, чтобы с запасом перекрыть возможности КНДР с учетом их возможного развития. Таким образом, действия США и Южной Кореи могут действительно затронуть интересы Пекина. "Действительно, для Китая и для его пока, судя по всему, достаточно небольших стратегических ядерных сил эта ПРО представляет гораздо большую угрозу, чем для РФ", — подчеркнул эксперт.
В таких условиях, по его словам, в перспективе от КНР следует ожидать некой реакции. "Я думаю, что будет и дипломатическая реакция, возможно, более тесная координация действий с Россией по недопущению одностороннего развертывания ПРО и некий военный ответ, о котором мы узнаем через какое-то время", — заключил Габуев.
В субботу КНДР уведомила международные организации о намерении запустить ракету с искусственным спутником в период с 7 по 14 февраля. В воскресенье ракета под названием "Кванмэнсон" ("Яркая звезда") была запущена, несмотря на требования соседних стран этого не делать.
С учетом развития ядерной программы Пхеньяна и четвертого по счету испытания ядерного оружия, проведенного 6 января, в мире расценили нынешний запуск ракеты как испытание межконтинентальной баллистической ракеты.