Сегодня в центре российской столицы, в Музее Москвы, открылась выставка, которую ее организаторы без всякого лукавства назвали "Необыкновенной". Экспозиция отражает все грани таланта Резо Габриадзе – знаменитого художника, режиссера, писателя, сценариста, создателя и руководителя театра марионеток. И для этой цели использовались самые необычные и самые современные способы и средства.
Выставка, признаем, показывает свою необычность сразу же. Сначала зритель поднимается на второй этаж по спиральному въезду для конных подвод (что и неудивительно, поскольку раньше в этом старинном здании располагались Провиантские склады). И первое, что видит посетитель, оказавшись внутри экспозиции – черную стену, украшенную красными розами.
А дальше – большой зал, утопающий в полумраке. Сначала возникает чувство внутреннего протеста. Хотя бы потому, что на стенах этого зала не висит ни одной картины. Но так и задумано. Работы, тем не менее, представлены. И их больше шестисот. Как так? А очень просто. Картины великого мастера транслируются на поверхность стен.
А если из зала свернуть в коридор, посетитель уткнется в… забор. Самый настоящий, деревянный забор. За забором – киноэкран. Кажется, из простыни. На экране "Мимино".
А перед оградой, на стульчике, сидит сам виновник торжества – Резо Леванович Габриадзе. И дает интервью телевидению. Говорит очень тихо. Почти ни слова не разобрать даже с близкого расстояния.
Организаторы объясняют, что забор – самый настоящий. Это – не просто совокупность кольев, а детское воспоминание Резо. Когда-то, когда будущий маэстро был мальчишкой, он любил смотреть кино в открытом кинотеатре. Денег на билет не было. Поэтому мальчишки смотрели кино через забор. Деревянное ограждение нашли в грузинском селе, купили и перевезли в Москву.
Среди других сюрпризов выставки – зал скульптур, зал Пушкина (Габриадзе нарисовал более девятисот его портретов), зал Галактиона Табидзе. Есть аудиозал, где можно услышать чтение рассказов Резо известными актерами. Стоит макет театральной башни с ангелом. Тот звенит в колокольчик и зазывает зрителей в театральный зал.
Да, на "Необыкновенной выставке" проходят еще и театральные представления. Их дает Театр марионеток Резо Габриадзе. Из Грузии привезли более 240 марионеток, созданных по эскизам мастера. На открытии выставки журналистам показали отрывок из спектакля.
К слову, о журналистах. На открытии их было невероятно много даже для избалованной светскими мероприятиями Москвы. Каждую секунду слышались щелчки фотокамер, а съемочных групп приехало куда больше десятка.
Во время торжественного открытия директор Музея Москвы Алина Сапрыкина подчеркнула, что выставка – совместный проект обновленного музея и Резо Габриадзе. В этом году великому мастеру исполняется 80, а музею – 120 лет. "Вместе нам 200 лет", – отметила Сапрыкина.
Куратором и создателем экспозиции стал сын мэтра – Лео Габриадзе. "Работа над проектом заняла несколько месяцев, – рассказала Sputnik директор музея. – Большую часть времени заняла подготовительная продюсерская работа. А технические работы в самом музее заняли не более двух недель".
"Я не верю в дружбу стран, я верю в дружбу людей, – сказал нам Лео. – Дружба рождается от таких вечеров. Искусство всех сближает. Оно прокладывает мостики между народами".
Конечно, "Необыкновенная выставка" необычна во всех смыслах. Возможно, она откроет для России новые горизонты в искусстве организации экспозиций. Таланту, тонкому вкусу, разнообразию фантазии организаторов можно только рукоплескать.
Однако был и один минус. И вот какой. Автору этих строк было очень жалко самого Резо Левановича. Он – пожилой человек с очень тихим голосом. А на него набросились телевизионщики. Положа руку на сердце, бессовестные и настырные. Спрашивали все, в основном, одно и то же, получая дежурный эксклюзив. Резо старался улыбаться, но на лице его читалась, увы, большая усталость. Что поделать – изъяны славы.