Вам когда-нибудь делали непристойное предложение? Положа руку на сердце, совсем-совсем честно? Только вот без высокой морали – ах, да о чем вы таком говорите, да как вы такое себе позволяете… Да, я о той самой непристойности, из которой и состоит сюжетная линия художественного фильма с Деми Мур и Робертом Редфордом, где герой предлагает миллион за ночь с женщиной, на которую он "запал". Вы же, как минимум, задумаетесь. Ну, а как максимум… зависит, наверное, от количества внутренней свободы и той самой планки, которую каждый сам себе ставит. Не стоит сетовать на времена, говоря о том, что люди стали расчётливее и стремятся купить любовь за деньги. Люди не меняются. Они все так же очертя голову пускаются в любовные приключения, совершают безумства во имя большого чувства, подвиги и не устают искать счастья. Для пущей убедительности я расскажу вам историю, по сравнению с которой упомянутый фильм покажется лишь его бледной копией.
Пришёл, увидел… полюбил
Итак, Грузия, XIX век. Варвара Георгиевна Бараташвили, урождённая княжна Чолокашвили, которую все звали Бабале, и страстная почитательница творчества Шота Руставели, затеяла "живые картины" — домашние постановки, иллюстрирующие "Витяза в тигровой шкуре". Цвет интеллигенции, собиравшийся в доме у Бабале, облачается в костюмы и принимает участие в постановках. В них участвует и славящаяся своей красотой 26-летняя Аграфена Джапаридзе, супруга мингрельского князя Тариела Дадиани. Вот тут-то и случается короткое замыкание, красиво именуемое любовью. Красавица Аграфена выходит на сцену, и присутствовавший на постановке принц Константин Ольденбургский (1850-1906) влюбляется окончательно и бесповоротно.
Герцог Ольденбургский - внук великой княжны Екатерины, сестры Александра Первого, попал на Кавказ по делам службы. Константин служил в чине флигель-адъютанта в Имерети, где был расквартирован его полк.
Для Тариэла Дадиани брак с Аграфеной Джапаридзе был вторым. Первая жена Софья Шервашидзе умерла, и князь женился на 14-летней Аграфене, будучи старше нее на 20 лет. К моменту судьбоносной встречи с принцем, у Аграфены и Тариэла было двое детей.
Непристойное предложение
По легенде, принц попадает за игральный стол с Тариэлом Дадиани — мужем женщины, в которую отчаянно влюблён. Грузинский князь был известным игроком, погрязшим в долгах. Дадиани понимает, что отыграться ему не удастся, и в сердцах говорит: "Я не смогу отдать вам долг, даже если заложу весь Тифлис". На что герцог отвечает: " Мне не нужен весь Тифлис, мне нужна только ваша жена".
По другой версии, принц Ольденбургский предложил один миллион золотых за ночь с его женой. Впрочем, в обоих случаях в исторических источниках говорится о том, что князь соблазнился деньгами и отдал жену.
Правда, нынешние потомки князя Дадиани настаивают на другой версии. Они утверждают, что их предок не продавал жены и не совершал безнравственных поступков, а Аграфена ушла от него сама.
Так или иначе, можно представить уровень скандала и того, какой приговор этой истории был вынесен патриархальным грузинским обществом того времени, если даже сегодня, сто с лишним лет спустя, по-прежнему спорят о моральном облике женщины, ушедшей от князя к принцу. Да и в Петербурге царские особы остались недовольны выбором принца. Из-за морганатического брака его лишили права на наследство и титула принца.
Но Константин Петрович выдержал натиск, презрев общественное мнение и условности, и предложил Аграфене руку и сердце. А что же Аграфена? Что должна была испытывать женщина к мужчине, получившему право на обладание ею столь экзотическим образом? С одной стороны, ее покупали, как бездушную вещь, с другой — бросали к ногам весь мир. И второе оказалось важнее первого.
История, начавшаяся непристойным предложением, закончилась счастливым браком, в котором родились шестеро детей: Александра, Екатерина, Николай, Алексей, Петр и самая младшая — Нина. Специальным императорским указом потомкам принца был присвоена фамилия – Зарнекау, по местности в Голштинии, которой издавна владели Ольденбургские. Супруги жили то в Кутаиси, то в Петербурге, наездами бывали в Тифлисе, где на Новосадовой улице (сейчас Каргаретели) строился дворец, который принц Ольденбургский преподнёс своей любимой в знак своей большой любви.
По следам любви
Пройти мимо этого дворца на улице Каргаретели (бывшей Новосадовой) невозможно. Почти как мимо красивой женщины, которая затмевает собой посредственную серость бытия. Главную мысль заказчика – принца Ольденбургского, архитектору дворца Паулю Штерну донести удалось. Дворец, строительство, которого завершилось в 1895 году, пережил на своём веку, как и его владельцы, немало потрясений. Когда, в каком году конкретно дом пришел в полное запустение, а затем подвергся разгрому, история умалчивает.
После прихода к власти большевиков оставаться в стране, в которой за близость к монаршей семье можно было поплатиться жизнью, становилось опасно. Часть детей Аграфены успели уехать за границу. Алексея расстреляли большевики. Аграфена уезжать отказалась, так как не могла оставить Нину — самую младшую из детей. Нина лечилась в санатории для душевно больных в Кисловодске и умерла в 1922. Аграфена пережила ее всего на четыре года. Принц Ольденбургский ушёл из жизни гораздо раньше — в 1906 году, во Франции, в Ницце. Дом, построенный некогда, как символ любви, подобно его хозяевам, погрузился в небытие. Словно время на счастливые события в нем вышло. Отныне стены равнодушно взирали на то, как их околачивали деревянными досками, а содержимое комнат безжалостно выкидывали на улицу.
В 40-х годах во дворце поместили интернат для глухонемых. Кстати, в качестве пациентки тут пребывала сестра Лаврентия Берия. Правда, квадратура дворца советским властям показалось маловатой и они решили пристроить ко дворцу здание. Видимо, поэтому, несмотря на сходство в архитектурной стилистике, что-то мешает воспринимать сегодняшнее здание как единое целое. После упразднения интерната для глухонемых во дворце открыли центр эстетического воспитания, который просуществовал вплоть до открытия в нем в 1989 году Государственного музея театра, музыки, кино и хореографии. Реставрация дворца Зернакау, который находился в плачевном состоянии, началась гораздо позже, после прихода в музей нового директора Георгия Каландия в 2009 году, и длилась четыре года.
Специалисты постарались на славу, воссоздавая эпоху того времени. И теперь, ступая по залам, чудится, что герои этой любовной истории где-то тут, может в другой комнате. Хочется примоститься на диване и вслушаться в говорящее безмолвие этих стен.
Или подойти к роялю, важно расположившемуся в центре голубой комнаты и разорвать эту загадочную тишину звуками нот. Что играли обитатели этого дома на этом инструменте? Полонез, мазурку? Хотя, играли они все же на другом рояле, а этот принадлежит известному грузинскому композитору Ревазу Лагидзе, создававшему на нем свои музыкальные шедевры. И в зеркало смотрелись другое, а не это массивное с мраморным столом.
Из предметов быта, принадлежавших Зарнекау, среди старинного убранства сохранились лишь обогревательные печи с керамическим покрытием и камин "Венера". Камин был обнаружен в 2014 году в здании федерации футбола Абхазии, на улице Иаманидзе, принадлежащем в те времена графу Ольденбургу. Исходя из художественной ценности этого произведения, специалистами министерства культуры было решено демонтировать уникальную вещь и перенести во дворец, где, по логике вещей, ему самое место. Камин создан придворными мастерами его императорского величества в Витебске на фабрике Бронислава Лисовского. Все остальные вещи - экспонаты музея.
Во время большевистского нашествия на дворец Зарнекау были уничтожены библиотека с уникальными фолиантами и множество фамильных предметов. Вещи, которые выкидывались во двор, подбирались соседями с близлежащих улиц, прохожими. Сегодня некоторые из предприимчивых потомков этих людей готовы за определённую сумму расстаться с предметами, спасёнными от уничтожения и вернуть их в музей.
Ну, вот и конечный пункт путешествия по лабиринтам прошлого – башня любви, и знаменитая потайная комната, которая по описанию историков, должна быть сосредоточена где-то здесь. Только обнаружить эту комнату не так-то легко. Строили ее с умыслом скрыть любовное гнёздышко от посторонних глаз. Внутри этой башни винтовая лестница, ведущая вниз, к выходу из дворца. Нехотя начинаю по ней спускаться. Тихо, слышен лишь скрип от деревянных половиц, такой же, как раздавался, когда по ним взбегали навстречу любви. Останавливаюсь, а скрип, как мне кажется, продолжается. То ли привидения обитателей, которые по описаниям впечатлительных натур, бродят по этому дому, то ли моё разыгравшееся воображение…