Художник Гия Мирзашвили: скажу откровенно, я слишком много пил

© Зинка БарновиХудожник Гия Мирзашвили. Архивное фото
Художник Гия Мирзашвили. Архивное фото - Sputnik Грузия
Подписаться
Старается не отклоняться от "традиций большой семьи Мирзашвили", однако почерк его картин отличается от манеры рисования его отца – известного художника. Гость Sputnik - художник и поэт Гия Мирзашвили, который недавно выпустил новый сборник стихов "Избранное".

Он – представитель того поколения, которое называют то "джинсовым", то потерянным… Словом, из "золотой молодежи" Тбилиси 1970-1980-х годов. Сын известной в столице элитарной семьи. Леван Бердзенишвили его как поэта окрестил "новым Аполлинером", а искусствоведы назвали его изобразительное творчество "новым модернизмом" и "неоимпрессионизмом". Он не старается отклоняться от "традиций большой семьи Мирзашвили", напротив, говорит, что с творчеством отца одно его связывает точно — отношение к рисованию: "Чтобы не потерялось настоящее, нужно нанести на полотно первое, что чувствуешь". 

- Прежде всего, поздравляю вас с выходом в свет вашего нового сборника… Как вы перешли от кисти к перу?

— Как – сказать не могу. Ведь в детстве стихи пишут все, и все рисуют. А потом кто-то это дело бросает, кто-то – наоборот, продолжает. Лично я в детстве ничего подобного стихам не писал, а вот рисовать начал с трех лет… Скажу откровенно: из-за злоупотребления алкоголем я многого себя лишил. У меня бывали серьезные запои… Но вот уже 12 лет я не пью. Правда, вино "переносит" куда-то, где многое осело в памяти, и заставляет вспоминать… Видимо, это тоже мне поспособствовало, и в сознании всплывало то, что вызывало острые эмоции… Как только "приходила" какая-то фраза, я тут же записывал ее на пачке от сигарет или бумажном обрывке… У меня была маленькая шкатулка, куда я это все собирал…

© Р. ШаишмелашвилиКартина Гии Мирзашвили
Картина Гии Мирзашвили - Sputnik Грузия
Картина Гии Мирзашвили

У меня есть стихотворение под названием "Город". Оно пространное и в определенной степени – белое… Это как раз то, что я составил из первичных фраз. Построил композиционно. Первым одобрил этот стих мой отец. То был период, когда я еще пил. Однажды, когда я был с похмелья, отец зашел ко мне в комнату и, увидев, в каком я состоянии, страшно разозлился, буквально швырнул мне книгу со словами "Это – тебе" и сразу же вышел… Я обнаружил, что это был сборник моих стихов… На следующий день я все равно напился. Это дало мне определенный толчок к тому, чтобы я продолжал писать…

- Вы говорите, что отец стимулировал вас к письму… А как насчет рисования?

— Были какие-то вопросы, по которым мы друг с другом не соглашались, к примеру, мое отношение к выпивке. Но во всем, что связано с изобразительным искусством, — мы находились в гармонии. В то же время отец был строг в своих оценках, но, если ему что-то нравилось, он умел одобрить от всей души. Не мог прощать ложь. Внутренне он был человеком железным, хотя на людях это трудно было в нем увидеть. На первый взгляд, мягкий, он обладал редкой силой духа. Даже смерть он встретил с шуткой… Был беспредельно добрым, мог отдать последнее…

© Р. ШаишмелашвилиКартина Гии Мирзашвили
Картина Гии Мирзашвили - Sputnik Грузия
Картина Гии Мирзашвили

- В одном из интервью вы говорите, что являетесь "урбанистом", а отца больше привлекала природа…

— Да, он нам часто говорил, что, если бы не мы, то жил бы в деревне. У меня все наоборот – предпочитаю этот асфальт, тротуар, выхлопные газы… Я тут вырос, и для меня все это более органично. Плохо или хорошо, но это так. Даже когда я начал рисовать, то сначала рисовал только город… У меня есть и серия портретов… То есть я все время стараюсь менять темы. Правда, постоянно привносить что-то новое – не так просто… Прибегаю к синтезу – использую сталь, дерево, иногда акварель. Интересуюсь фактурой бумаги. Люблю рыться в словарях… Будто возвращаюсь в детство. Есть у меня одна работа, перенес ее на дерево. Нереалистичный портрет. Там использовано также железо, есть и часть ножниц, затем перекрашенная маслом… Все время нахожусь в поиске чего-то. И это "что-то" не дает мне остановиться. Есть и целая серия натюрмортов и пейзажей…

© Р. ШаишмелашвилиКартина Гии Мирзашвили
Картина Гии Мирзашвили - Sputnik Грузия
Картина Гии Мирзашвили

- Как приходит муза? 

— Это случается уже в процессе… Для меня брать кисточку в руки – это рай, а перо – ад… 

- Почему?

— Во-первых, быть художником – мое основное занятие, а стих – это как хобби, к тому же писать я начал очень поздно. Тут нужны большие усилия… Порой на ум может прийти какая-то фраза, а положить ее на бумагу не так-то легко. Вот и сидишь, думаешь, наполняешь корзину скомканными листами… пока не найдешь точный вариант.

© Р. ШаишмелашвилиКартина Гии Мирзашвили
Картина Гии Мирзашвили - Sputnik Грузия
Картина Гии Мирзашвили

- Как вы думаете, что есть для человека самая большая ценность? 

— Вообще, я думаю, что человек должен быть выносливым, пробивным и крепким. Это несколько трудно. Потому что наша психика многого не выдерживает. Думаю, что ты силен, когда никого не "закладываешь". Не лучше ли умереть, нежели на кого-то "стучать"? Вот, только и всего. И еще – человек должен много трудиться. Не люблю бездельников. 

© Р. ШаишмелашвилиКартина Гии Мирзашвили
Картина Гии Мирзашвили - Sputnik Грузия
Картина Гии Мирзашвили

- Насколько вы довольны тем, что делаете?

— Я доволен тем, что много тружусь. Люблю процесс, когда делаю что-то новое. К тому же вместе с возрастом приходит опыт, многое видится по-иному, и очень много думаешь…

© Р. ШаишмелашвилиХудожник Гия Мирзашвили. Архивное фото
Художник Гия Мирзашвили. Архивное фото - Sputnik Грузия
Художник Гия Мирзашвили. Архивное фото
Лента новостей
0