На сей раз, когда курс грузинской национальной валюты, оставаясь "на дне", продолжает колебания, Нодар Хадури принялся за самое неблагодарное дело — прогнозирование, и не только от себя, но и от имени команды он предсказал стабилизацию курса лари в среднесрочный период.
Министр финансов Нодар Хадури: "Мы не ожидаем резкого изменения курса в плане девальвации. В соседних странах наблюдается стабильность. Мы уже надеемся, что курс стабилизируется, и в среднесрочный период ждем довольно серьезного его укрепления. Это не только слова, это, действительно, так и будет, и лари обязательно укрепится. На обменный курс лари бюджет давления не оказывает, и переменчивость курса, практически, полностью вызвана внешними факторами. Вы видите, сколь сложное экономическое положение вокруг. Даже страны с сильной экономикой оказались бессильны против переменчивости курса…"
Оптимизм Нодара Хадури разделяет премьер-министр Георгий Квирикашвили, который основными факторами укрепления лари в будущем считает реформирование налоговой системы и либерализацию визового режима.
Позитивный прогноз главного финансиста страны не остался без внимания, и на него сразу же откликнулся член "Национального движения" Зураб Меликишвили. Парламентарий на специально проведенной пресс-конференции ознакомил журналистов с данными Национальной службы статистики Грузии, говорил об ухудшении реальности и подчеркнул, что "лари мучается", и в этом виновны непосредственно власти.
Член парламентского меньшинства Зураб Меликишвили: "Экономические проблемы не только не решаются, но и усугубляются. По статистическим данным, в январе текущего года экспорт сократился на 22 процента, а импорт — на двадцать пять. В январе в доходах госбюджета был разрыв в сто миллионов, что является самым плохим показателем за последние пять лет. Следует учитывать следующие факторы: все происходит параллельно с задействованием соглашения об ассоциировании, и в то же время правящая коалиции говорит, что ею "упорядочены" отношения с российским рынком. К сожалению, заявления нынешней власти далеки от реального дела, и они порождают негативные ожидания среди как местных, так и зарубежных потенциальных инвесторов. Сократившиеся инвестиции и экспорт прямо отражаются на курсе лари, а снижение импорта бьет конкретно по числу рабочих мест. Власти же ничего не делают, да и не способны сделать, чтобы преодолеть указанную проблему…"
И все же, на чем основано смелое заявление и оптимистичный прогноз министра финансов, что подразумевается под "стабильностью в соседних странах", каково влияние внешних факторов на финансовую систему страны, и существуют ли объективные основания для укрепления лари?
Аналитик Гия Хухашвили: "Заявления министра финансов должны быть направлены на то, чтобы не давать поводов для стимулирования панических процессов. Формально понятно, но по сути возникают вопросы. Бесспорна важность внешних факторов, но у министра финансов для их прогнозирования нет никакого рационального основания. Валюта стран, влияние которых ощутимо, зависит от цен на нефть. Нодару Хадури (и не только ему, но и экспертам, гораздо более опытным) будет сложно точно предположить, в какую сторону изменится цена нефти. Так что, говорить о среднесрочной или долгосрочной стабильности со стороны министра финансов, как минимум, несерьезно. Вообще, желательно, чтобы Нодар Хадури больше внимания уделял внутренним факторам стабильности лари и разъяснил, как он намерен укреплять бюджетную дисциплину, что прямо отразится на курсе национальной валюты. Делать прогнозы — компетенция экспертов. Нодар Хадури — не эксперт, он — министр финансов страны и должен говорить о том, что намерены делать власти…"
Примечательно, что никто из экспертов и аналитиков пока не согласился с мнением министра финансов по поводу возможного "оздоровления" лари. Большинство просто соглашается в том, что ухудшения не будет, и следует ожидать колебания курса лари в существующих пределах.
Аналитик Демур Гиорхелидзе: "Думаю, что сегодня у нас нет основания ни для особой паники, ни для какой-то надежды. Курс лари сейчас относительно стабильный, хотя это временно, и пока что заявления и ожидания по поводу укрепления национальной валюты беспочвенны… Мы уже точно знаем, что в нынешнем году за пределами страны положение не исправится. Наоборот, оно станет еще тяжелее и сложнее. Соответственно, влияние негативных внешних факторов на финансовый рынок следует нейтрализовать внутренней политикой. Прежде всего, это должно проявиться в росте экономической активности, создании рабочих мест, и в рамках ресурса, который у нас имеется, должен постепенно измениться импорт. Это, в особенности, касается продуктов питания. Много времени не потребуется, серьезные шаги могут быть предприняты до конца года. В противном случае, какое-то серьезное основание для укрепления лари не появится и в будущем…"
Оправдается ли прогноз министра финансов, покажет время. А пока, факт: Правительству придется реально предпринять шаги, которые исправят экономическую ситуацию и облегчат положение граждан.