После отмены торгового эмбарго в 2013 году, экспорт грузинской сельхозпродукции увеличился примерно в четыре раза. Внешнеторговый оборот Грузии с РФ за прошлый год составил более 788,5 миллиона долларов, что составляет 7,9% от всего внешнеторгового оборота Грузии.
В то же время, объем экспорта из Грузии в Россию в прошлом году, по сравнению с 2014 годом, понизился на 41%. Резкая девальвация российского рубля сыграла негативную роль для экспорта грузинской продукции на российский рынок, и в первую очередь вина.
1. Есть ли в Грузии резерв для увеличения поставок сельскохозяйственной продукции в Россию?
У Грузии есть возможности увеличить поставки сельхозпродукции, если такой спрос будет на российском или каком-либо другом рынке, считает эксперт Михаил Додуа. "Россия — наш сосед, и торговые отношения, экспорт на российский рынок являются нормальным процессом", — сказал Дондуа и подчеркнул, что "красные линии" после августовской войны 2008 года никто не отменял.
Эксперт Сосо Симонишвили считает, что у Грузии есть потенциал, но фактически нет продукции, чтобы удовлетворить все растущий спрос российского рынка. "Российский рынок требует намного больше, но у нас физически нет продукции. Поэтому говорить об увеличении поставок сельхозпродукции в Россию излишне", — сказал он.
"Мы находимся в парадоксальной ситуации. То есть у нас есть потенциал, которым смогли бы накормить в два-три раза больше людей, чем проживают в нашей стране, но фактически не способны прокормить и тех, кто живет здесь. Поэтому заявления о том, как мы будем покорять различные рынки, когда наш рынок захвачен сельскохозяйственной продукцией других стран, вызывает улыбку", — отметил эксперт.
2. Насколько зависима сегодня Грузия от российского рынка?
Зависимость Грузии от российского рынка незначительна, считает Дондуа. По его словам, экспорт в Россию составляет примерно 7,5% от общего объема экспорта, что фактически не играет существенной роли.
"Продукция вывозится и на европейский рынок, что означает, что она высокого качества, и естественно будет приемлема и для российского рынка, так как стандарты Евросоюза намного выше, чем в постсоветском пространстве, будь то в России или в любой другой стране СНГ", — сказал Дондуа.
Рост спроса на целый ряд грузинских сельскохозяйственных продуктов со стороны Евросоюза, является признаком диверсификации рынка и вывоза большего количества продуктов высокого качества в Евросоюз, а не на рынки СНГ, считает эксперт.
Российский рынок также важен для Грузии, как и Евросоюза и другие, отметил Дондуа. При этом он подчеркнул, что диверсификация рынков — важна, так как страна не должна зависеть от какого-то одного рынка.
3. Возможно ли увеличение экспортного потенциала Грузии в сфере сельского хозяйства?
Факторов, препятствующих увеличению поставок сельхозпродукции, ни с грузинской, ни с российской стороны нет, заявил Дондуа. По его оценке, экспорт грузинской продукции на российский рынок будет расти. "Хотя существенного увеличения доли не предполагаю, так как более крупный рынок в направлении Евросоюза уже открыт и характеризуется большим показателем роста", — отметил эксперт.
Сосо Симонишвили считает главной проблемой на данном этапе общий уровень сельского хозяйства в Грузии.
Тенденция развала сельскохозяйственного сектора началась еще в 1992 году, когда руководство страны создало касту импортеров, которая "последовательно уничтожала целые отрасли и индустрии, существующие в Грузии, и эта тенденция длится по сей день", сказал эксперт. По его оценке, руководство страны пытается изменить ситуацию в стране, реализуя различные инвестиционные проекты, но кредиты получают только компании-миллионеры, а простым людям они недоступны.
"Потенциал у нас большой, но чтобы его задействовать, нужны серьезные инвестиции, подготовка кадров, трудовые навыки, которые также потеряны, и многое другое. А в первую очередь нужна политическая воля, для проведения радикальных экономических реформ", — сказал Симонишвили.