Лаура Саркисян, Sputnik Армения.
Тбилиси в очередной раз стал площадкой для обсуждения вопросов по урегулированию карабахского конфликта. На этот раз о дискуссии общественность узнала от американского сопредседателя Минской группы (МГ) ОБСЕ Джеймса Уорлика. Накануне посредник написал в своем микроблоге в Twitter о прибытии в Тбилиси для обсуждения карабахского конфликта.
"Прибыл в Тбилиси и с нетерпением жду обсуждения нагорно-карабахского конфликта", — отметил сопредседатель.
Обсуждение конфликтов и путей достижения мира — не новое явление и наблюдается во всех столицах стран Южного Кавказа. На сей раз не стало исключением и проведение закрытого экспертного обсуждения в грузинской столице на уровне неправительственных организаций или так называемых "мозговых центров", организованных британским НПО "Ресурсы примирения".
"Этот случай интересен лишь тем, что рекламу, подобному закрытому мероприятию сделал американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Джеймс Уорлик, оставив неоднозначную запись в своем микроблоге twitter, которая получила различные интерпретации", — сказал научный сотрудник Центра региональных исследований академии госуправления Армении Джонни Меликян.
Он отметил, что, поскольку обсуждения пройдут в закрытом режиме, то можно предположить, что стороны затронут текущее состояние переговорного процесса, а также возможные пути достижения мира. Эксперты рассмотрят "мадридские принципы", выдвинутые ранее посредниками МГ ОБСЕ сторонам конфликта.
Как пояснил Меликян, позиция Тбилиси, в вопросе урегулирования карабахского конфликта сводится к двум основным факторам.
Первым является неприменение силы или невозобновление широкомасштабных боевых действий между Азербайджаном, с одной стороны, и Арменией и НКР, с другой. Второй фактор — продолжение переговорного процесса, который на сегодняшний день является прерогативой сопредседателей Минской группы.
Тем не менее, в этом вопросе официальный Тбилиси солидарен с Баку, признавая его территориальную целостность, ведь грузино-азербайджанские отношения носят стратегический характер. Азербайджан — страна поставщик энергоресурсов, один из крупнейших торговых партнеров и инвесторов в экономику Грузии.
По территории Грузии проходят инфраструктурные региональные проекты из Азербайджана в соседнюю Турцию, которая также является стратегическим партнером Грузии. Кроме того, не менее серьезным фактором является наличие в регионе двух этнополитических конфликтов, грузино-абхазкого и грузино — осетинского.
По словам Меликяна, в этой связи, примеров достаточно. Он упомянул ситуацию с антиармянским голосованием в ПАСЕ по докладу Роберта Уолтера "Эскалация насилия в Нагорном Карабахе и других оккупированных территориях Азербайджана", от 26 января текущего года.
"Доклад не был принят, но все три грузинских депутата в ПАСЕ проголосовали за принятие антиармянского доклада, что вызвало определенную реакцию в Ереване", — говорит эксперт.
Официальный Тбилиси, хотя и относится доброжелательно к соседней Армении, тем не менее, видит в ней члена ОДКБ и представителя Евразийского экономического союза.
Ведь, в свою очередь Тбилиси, подписавший соглашение об ассоциации с ЕС, уже много лет как стремится в НАТО. Эти факторы, в определенной мере, ограничивают армяно-грузинские отношения.
Впрочем, Меликян считает, что, несмотря на разнообразие взаимоотношений Грузии со своими соседями, для нее крайне важным является стабильный регион без войны и конфликтов. Эта позиция не раз отмечалась внешнеполитическим ведомством и правящей коалицией Грузии.