Подъезды старого Тбилиси — удовольствие для искушенных. Они как рукопись, спрятанная в потрепанную десятилетиями обложку, яркие надписи на которой стерлись, но еще читаются, а самое главное — внутри, нужно только захотеть перелистнуть страницу.
Деревянные перила, скрипучие половицы, того и гляди готовая просыпаться прямо на тебя лепнина на стенах и потоках. Поднимаешься по лестнице и вдруг ловишь себя на мысли — а ну как балкон не выдержит и прямо сейчас рухнет в засаженный розами и увитый виноградом дворик?
Но всё равно идешь, выходишь на площадку верхнего этажа, откуда через приоткрытые ставни предстает весь старый город, залитый лучами цвета хурмы. Выдыхаешь от восхищения и вдруг ловишь любопытный взгляд молодой грузинки, что сидит здесь же, на видавшем виды диване, который хозяева пожалели выбросить и выставили за дверь на балкон.
Здороваешься, хочешь сказать — как же у вас красиво, но почему-то стесняешься и почти бегом спускаешься под аккомпанемент помнящих еще прабабушку красавицы ступеней. Оказываешься на улице, еще раз оглядываешь фасад дома в морщинах трещин.
И тут замечаешь, что по соседству уцелел такой же особняк, двери которого, деревянные, украшенные вырезанными фигурками в форме каких-то цветочков-лепестков, но оснащенные привычным уже кодовым замком, кто-то оставил открытыми. И понимаешь, что не можешь не войти…
* * *
Не зря эту гостиницу называли Гранд-Отелем.
Сегодня на фасаде рекламные вывески, на первом этаже — детский и компьютерный магазины и пункт обмена валют. Самым подходящим кажется антикварная лавочка — со старинными коврами на входе и стеллажом, уставленным стеклянной утварью.
Жилой только один подъезд, в него можно войти. Черные мраморные плиты на лестничных клетках, ступени из белого мрамора. И простор: кажется, по этим маршам и коридорам легко могла проехать карета.
Гостиница появилась в Тифлисе возле Николаевского моста, сегодня его называют Сухим (мост есть, а реки под ним уже нет, в первой половине прошлого века ее "сузили" левее и одели в гранит).
О былом великолепии напоминают разве что стилизованные под прежнюю эпоху фонари и ажурные узоры балконов. Тех самых, которые наверняка видела и она. А на один из них, на втором этаже, и выходила.
Сегодня о событии, приключившемся в этих стенах в 1901 году, не напоминает уже ничего. Даже мемориальная доска скупо извещает о трагической гибели в этих стенах некоей Дагни Юль. А кем она была и что же именно произошло здесь в начале ХХ столетия — остается за кулисами.
Дагни была незаурядной личностью. Писательница, пианистка, переводчица, племянница премьер-министра Норвегии. Но в историю она вошла как близкая подруга драматургов Августа Стриндберга и Генрика Ибсена. Самым же знаменитым ее возлюбленным был великий норвежский художник Эдвард Мунк. Автор легендарного "Крика". Мунк не раз писал Дагни, одно из самых известных ее изображений его кисти — картина "Мадонна".
Официально Юлль была замужем за писателем Станиславом Пшебишевским и родила ему дочь и сына. Собственно, и знакомство с Мунком состоялось тогда, когда Дагни уже носила фамилию Пшебышевского.
Супруг ревновал молодую жену к художнику и даже вызывал Мунка на дуэль. В литературной версии жизни Дагни Пшебышевской, созданной писателем Юрием Нагибиным, Пшебышевский решил не убивать Мунка, но прострелил ему руку. Тем самым убив Мунка-художника.
В реальности же о дуэли между Мунком и Пшебышевским ничего не известно. Правда, рука у Мунка действительно была повреждена. Это случилось после того, как друзья решили разыграть Эдварда и сказали, будто его возлюбленная, молодая норвежка, умерла. По их задумке, Мунк должен был оплакивать тело подруги, а та неожиданно воскреснуть. Что послужило бы новым источником вдохновения для великого норвежца.
Мунк затею друзей не оценил. Вспыхнула ссора, результатом которой и стала травма руки. Мало того, в итоге Мунк лишился пальца на левой руке. А позднее попал в психиатрическую больницу. Говорили, что большим потрясением для него стало известие о судьбе Дагни Юлль-Пшебышевской.
Ей было 33 года, когда она оказалась в Тифлисе. В главный город Грузии она приехала с маленьким ребенком и любовником, сыном нефтяного "короля" Владиславом Эмериком, который отправился на Кавказ по делам службы.
Дагни пользовалась в Грузии невероятным успехом у мужчин, в их номер в "Гранд-отеле" то и дело доставляли корзины цветов от неизвестных поклонников.
В ночь на 5 июня 1901 года между Эмериком и Юлль произошла ссора, причиной которой стала ревность. В свое время картину под таким же названием, посвященную Юлль, написал Мунк.
Под утро в гостиничном номере раздался выстрел. Свидетелем гибели Дагни стал ее шестилетний сын. Спустя несколько часов прогремел еще один выстрел – Эмерик покончил с собой.
Тело Дагни предали земле 8 июня, в день, когда ей могло бы исполниться 34 года.
Красавицу похоронили на кукийском кладбище Тифлиса.