Одной из первых грузинских спортсменок, кто сумел завоевать путевку на Олимпиаду в Рио-де-Жанейро стала представительница художественной гимнастики — Саломе Пажава. Под руководством Элисо Бедошвили и Лали Долидзе, самая титулованная гимнастка в истории независимой Грузии будет представлять страну на Играх впервые с 2000 года.
- Вы чувствуете себя звездой?
— Нет, у меня нет никакой звездной болезни. И вообще я не очень люблю повышенное внимание со стороны прессы. Мне становится как-то некомфортно. Я не люблю много внимания. И когда меня просят рассказать о себе, мне это немного сложно. Для себя я в первую очередь человек – обычная гимнастка, которая просто чего-то добилась. И я никогда не буду ощущать себя звездой, вне зависимости от результата.
- Просто чего-то — это мягко сказано! Бронза на юниорском ЧЕ, бронза на европейских Играх в Баку и две бронзы на Гран-При Москвы.
— Да, и четвертое место на ЧМ, которое я ну никак не ожидала. Я ехала на турнир для того, чтобы завоевать лицензию на Олимпиаду, но даже предположить не могла, что возьму четвертое место. Просто не могла в это поверить. Даже сейчас сложно осознавать, что у меня получилось.
- Лицензия есть. Впереди Олимпийские Игры в Рио. Ваша задача максимум и, соответственно, минимум.
— Максимум – это, наверно, призы, потому что на Олимпиаду все спортсмены приезжают хорошо подготовленными и стремятся показать свой лучший результат. На первое и второе место я не рассчитываю, но хотя бы бронза. Минимальная задача — это само попадание на Олимпийские Игры.
Перед началом сезона квалификация на Игры была первостепенной задачей, и я с ней справилась. Но еще раз подчеркну – у всех есть шансы, и в Бразилии будет очень тяжело.
- Какие турниры будут в качестве подготовки к ОИ?
— В первую очередь, было Гран-При в Москве (Саломе завоевала бронзу в упражнении с обручем – прим.ред.). После Москвы будут этапы Кубка Мира, Чемпионат Европы, потом опять Кубок Мира и Гран-При, а потом уже Олимпиада.
У нас были определенные проблемы с залом, но сейчас уже можно нормально тренироваться.
- Где вам комфортнее всего выступать? Ваш любимый город.
— Даже не знаю. Я очень люблю выступать в Москве – она для меня родная, потому что я там родилась. Очень много знакомых, тренера, спортсмены, друзья. И для меня сезон открывается в Москве, поэтому я люблю этот город.
- Кто фаворит в Рио? Кого стоит опасаться и на ком стоит заострить внимание?
— Фаворитом, конечно, является сборная России – Яна Кудрявцева (13-кратная чемпионка мира и десятикратная чемпионка Европы), Маргарита Мамун (семикратная чемпионка мира и четырехкратная чемпионка Европы).
Мои соперницы — это белоруска Мелетина Станюта (многократный призер чемпионатов Европы и мира), украинка Анна Ризадтинова (чемпионка мира в упражнениях с мячом 2013 года), кореянка Ян Джи. У всех есть шансы.
В нашем виде спорта все может решить любая мелочь — неправильный поворот, прием предмета. Я уже не говорю о потере предмета. Это фактически конец. Сразу очень сильно опускаешься в рейтинге.
- Это не футбол – проигрываешь 2:0 и можешь переломить ход встречи.
— Да, потому что у нас – что сделано, то сделано, и ничего уже нельзя исправить.
- Ваши упражнения с мячом (под музыку группы "Океан Эльзы") и с булавами (танец с саблями) – это ваши визитные карточки. Вы их везете в Рио или у вас новая программа?
— У меня новое упражнение с мячом и с лентой. Булавы (кинжалы) мы оставили, потому что судьи очень просили их не менять до Олимпиады и показать их на Играх в Бразилии. Они в восторге от этого номера и просто влюблены в это выступление. У меня оно уже третий год, и они умоляют не менять. Это такой симбиоз современности с национальным колоритом.
Как говорит наш судья, "после твоих булав они всегда хотят танцевать" (смеется).
- А какая музыка для упражнения с мячом?
— Это саундтрек из фильма The theory of everything ("Вселенная Стивена Хокинга"). Очень интересная музыка. Мы ее долго искали и подбирали, потому что найти хорошую музыку всегда непросто.
- Это ваш личный выбор или совместный с тренером?
— Совместный. Мы всегда ищем что-то новое и неординарное. Старая музыка надоедает. Хочется что-то сделать по-другому, не так, как раньше.
Вот у меня новая музыка под ленту, мы в таком стиле не брали раньше. Подумали, подумали и решили добавить немного рока. Когда первый раз послушала, мне музыка понравилась, а когда начали ставить — было очень сложно, потому что это совсем другой стиль и в нем нет танца. Очень долго думали, все соединяли, чтобы получилось упражнение. И на мой взгляд, мы с эти справились.
- Но ведь раньше нельзя было использовать музыку с текстом?
— Теперь можно для одного из четырех упражнений использовать музыку с текстом.
- Не повлияет ли эта новизна на решение судей? Все-таки рок сильно отличается от других направлений. Может быть, нет той плавности и четкости движений?
— Ну на данный момент я только набираю форму, и поэтому пока немного тяжело. Мне кажется, надо посмотреть на первом старте, какая реакция будет у судей на это упражнение. Это совсем другой стиль – такого еще никогда не было, и никто не делал подобного. Надо просто будет прислушаться к мнению профессионалов и судей, и зрителей. Когда им нравится (зрителям), они начинают активно обсуждать выступление в соцсетях. Информация идет нескончаемым потоком, и можно составить объективное мнение, насколько зрителям понравилось.
- На основе зрительских симпатий можно как-то корректировать номер? Ну если не этот с булавами, то вообще в будущем?
— Да, потому что зритель должен получить удовольствие, а не просто смотреть на твои действия на ковре.
- Наверное, именно поэтому этот вид спорта называется художественной гимнастикой? Это как искусство, как если бы ты пришел в театр на спектакль одного актера.
Абсолютно верно – это и есть мини-спектакль. Наше выступление длится полторы минуты, и за это время ты должна показать смысл упражнения, полностью раскрыться, показать всю глубину эмоций.
- Вы подбрасываете мяч или любой другой предмет. Он достаточно долго находится в воздухе. Вы думаете о чем-нибудь в этот момент или все происходит на автомате?
— Безусловно думаю. Если все выполнять на "автомате", то отключаешься от всего, и выступление получается достаточно расхлябанным. Я всегда думаю о том, как мне поймать предмет, или смотрю – правильная ли траектория у предмета. И если вижу, что есть какая-то ошибка, то стараюсь выкрутиться и сделать так, чтобы не совершить более грубую ошибку и потерю.
- Бывали такие случаи: что-то пошло не так и вы меняете элемент номера уже по ходу выступления?
— Да, бывали, и мне не раз говорили, что я неплохо выкручиваюсь из подобных ситуаций (смеется). Мне удается по ходу выступления быстро сориентироваться и попытаться исправить ситуацию.
У меня был забавный случай. В 2014 на ЧМ в Киеве, в самом конце, я неправильно бросила мяч и за эти доли секунды успела подумать о том, что меня просто убьют. Я посмотрела на Элисо (Элисо Бедошвили — старший тренер сборной Грузии), и в доли секунды у меня все это пронеслось перед глазами. Не знаю, как, но я успела к мячу, и он лег мне прямо на ноги. До сих пор не понимаю, как это получилось, потому что меня бы точно "били", да и я сама себе не простила бы такой ошибки. У меня было ровное выступление, и вот так испортить конец было бы ужасно.
- Наступает ли такой момент, когда накапливается озабоченность, усталость и хочется все бросить? И что заставляет вас остановиться?
— Конечно, такие мысли бывают. Это присуще абсолютно всем спортсменам. Когда каждый день тренировки, когда каждый день настрой на то, что надо, надо, для того чтобы добиться успеха — устаешь.
Но такие мысли вредны, в первую очередь, для самого спортсмена. Когда наступят соревнования, будешь жалеть, почему я этого не сделала, почему не послушалась тренера, почему не осталась в зале лишние пару часов. Всегда, когда расслабляешься, это сказывается на соревнованиях. Все нюансы выступления должны быть отточены до мельчайших деталей, чтобы не было грубых ошибок.
- Получается, что психология спортсмена-профессионала отличается от психологии простого человека (обывателя) и от психологии спортсмена- любителя? Это уже другое что-то?
— Конечно. В первую очередь – это большая ответственность за себя, за тренеров, за родителей, за болельщиков, которые влюбляются в тебя и болеют всей душой, поддерживают. Я всегда этому поражалась.
- Вам нужна такая поддержка?
— Да, на соревнованиях мне это очень помогает. Когда за меня болеют, у меня прибавляются силы и хочется сделать еще лучше.
- Век спортсмена, тем более в художественной гимнастике, недолог. Вы не можете выступать до 25-27 лет. Уже есть планы на будущее?
— В этом году я заканчиваю школу. Надо поступать в ВУЗ, но я решила один год пропустить, потому что из-за Олимпийских Игр у меня не получится хорошо подготовиться и сдать экзамены. На данном этапе Олимпиада у меня на приоритетном месте. Поступать буду в следующем году.
- Специальность?
— Пока не думала – есть еще целый год. Вообще, если мне позволит здоровье, то я бы хотела продолжить выступления.
- То есть поступление в ВУЗ не означает, что вы забросите спорт?
— Нет, хотя я не думаю, что буду выступать до 27. В нашем спорте есть рекордсменка – Каролина Родригес из Испании. Ей уже 29 лет. Ей честь и хвала. За счет чего она продержалась столько времени — загадка. Но она большая молодец. Правда, после Игр в Рио она завершает карьеру. В 27 лет это еще молодой человек/девушка, но не в нашем виде спорта.
- Сколько часов в день вы тренируетесь? В среднем.
— По-разному получается, но в среднем — пять-шесть часов. Нормальный рабочий день.
- Как в школе к вам относятся – лояльно?
— Сейчас да, но раньше были проблемы. Слишком много соревнований, и приходилось часто пропускать. Совмещать школу и большой спорт – очень тяжело. Но все равно нужно думать и об образовании. На данный момент я все же делаю акцент на спорте.
- Насколько я знаю, художницы достаточно редко участвуют в двух ОИ. Вы надеетесь поехать в Южную Корею?
— Безусловно, надеюсь. Я с детства влюблена в этот вид спорта. Хотя у меня не было врожденных данных для гимнастики. Даже моя мама была против, потому что она мне всегда показывала других девочек и говорила – ну посмотри, какие у них данные. Но мне очень нравилась гимнастика, и я хотела добиться чего-нибудь. И все, чего я смогла достичь – это только благодаря труду и целеустремленности.
- Заняться гимнастикой – это именно ваше желание? И почему именно этот вид?
— Сначала я занималась танцами, но мне не понравилось. Потом было плавание – тоже не пришлось по вкусу. И когда я в первый раз пришла в зал и увидела мячи, ленточки – сразу поняла, что вот этим хочу заниматься. Когда приходила домой, сама растягивалась, пыталась сесть на шпагат, делала повороты, равновесие – занималась, одним словом. И всем домашним говорила, что я обязательно смогу.
- Вы достаточно поздно начали заниматься?
— Да, мне уже было фактически восемь лет. Мне дали десять дней, чтобы я потренировалась и меня посмотрели. И если бы я справилась – то меня бы оставили. Оставили. Потом были школьные соревнования, на которых я победила. И несмотря на то, что это была очень простая группа, меня это подбодрило. И я сама продолжила упорно тренироваться, чтобы дойти до тех девочек, которые были со мной в школе.
- Любой спорт, к сожалению, не обходится без травм. Насколько травмоопасна художественная гимнастика, при всей той красоте, которую видят зрители? Мало кто из зрителей догадывается, через что вам приходится проходить?
— Иногда приходится очень тяжело. А травмы есть всегда. У меня три года болела левая стопа на рабочей ноге. Приходилось выступать через боль. Делали уколы и пила обезболивающие. Спина тоже. Было защемление нерва. Очень много травм, которые зрители не замечают. Но иногда не получается скрывать, даже Яна Кудрявцева на чемпионате мира выступала с переломом стопы. И только после турнира ей сделали операцию.
- В одном из прошлогодних интервью вы отмечали, что в вашей федерации очень плачевное финансовое положение. Нет массажиста, врача. И вам было сказано: "когда будут медали – тогда и начнем финансировать". Но медали же есть…
— Медали есть, но… Всегда есть, но…
- Но вы спортсменка мирового уровня, и у вас нет своего врача и массажиста. А кто оказывает вам помощь?
— Насчет врача могу сказать: даже не знаю, что бы я делала, если бы не врач сборной России. Я в любой момент могу ему позвонить и проконсультироваться. Без него я бы просто не справилась. На соревнованиях постоянно: "Дима, можешь мне ногу перемотать?", "Дима, а есть такое лекарство?" и т.д. Я всегда к нему обращаюсь.
Насчет массажиста – это наша извечная проблема. Я пробовала услуги уже очень многих массажистов, но именно спортивного массажиста не могу найти. Это должен быть профессионал. И у нас с этим большая проблема. Для меня это большая проблема. От нагрузок ноги очень быстро забиваются, и очень тяжело тренироваться.
- Финансирование находится на очень низком уровне?
— Да, оплачиваются только соревнования. Но что касается врача, массажиста – этого нет. От этого еще больше травм. Так как, если не следить за мышцами регулярно и постоянно – все это накапливается и можно получить гораздо более серьезную травму и повреждение.
- Что слушаете вне зала?
— У меня нет конкретных предпочтений. Но бывает и так, что после зала, где весь день звучит музыка, хочется просто тишины. Просто сесть в тишине и отключиться.
- Очень мало свободного времени, но все же – любимая книга и писатель.
— Действительно, свободного времени очень мало, поэтому читаю, в основном, в самолете. Во-первых, потому что там провожу очень много времени, а во-вторых, там никто не мешает и нет шума. А что касается книги, то на данный момент — это "Джейн Эйр" Шарлотты Бронте. Очень нравится.
Конечно, после тренировки хочется и почитать, и посмотреть фильм, но настолько сильно устаешь, что желание только одно – в душ и лечь. Глаза сами закрываются, особенно когда поздно заканчивается тренировка.
- У вас есть талисман?
— Да, это тигренок, которого мне подарили в год тигра. Он всегда со мной. Даже на фото он у меня есть, так что получается – это мой талисман.
- Наверняка художественная гимнастика требует постоянных диет, потому что без них невозможно находиться в такой замечательной форме. Ваш дневной рацион.
— О, да! Диеты — это проблема, большая проблема (смеется). Люблю сладкое, всегда хочется сладкого – того, чего как раз нельзя. Но приходится себя контролировать и держать в форме. Диеты, правильное питание и т.д. На данный момент я ем овощи, фрукты, нежирную пищу, не жареное. Картошка, хлеб, мучное – это все давно забытые продукты (смеется). На самом деле надо себя держать в руках. Не ем после шести.
- Заставляют сгонять лишние 100-200 граммов, если таковые появляются?
— Конечно, это всегда заметно, даже без взвешивания. И сразу гонят сгонять лишнее.
- Вам дают неделю на полное расслабление. Что поедите?
— Ну даже не знаю. Скажем, друзья пригашают в Макдональдс, но я, как правило, не хожу, потому что это ненормально — сидеть и смотреть, как едят другие (смеется). Или за столом начинается: давай, давай, от одного кусочка ничего не будет. Нет, нельзя, мне надо худеть, мне надо быть в форме. Но все-таки иногда удается перекусить…
- Насколько изменилась гимнастика за последние 20 лет? С последнего участия Грузии на Олимпиаде?
— Все очень изменилось и самое главное – темп. Раньше было очень много элементов, сейчас уже не такое количество. Мы добавили танцевальные дорожки, что украшает выступление, и это становится в прямом смысле художественной гимнастикой. Раньше даже не было лишней секунды, чтобы повернуться к зрителям и улыбнуться им. Сейчас, мне кажется, идет сильное развитие. Стало намного сложнее, но и намного красивее. Так как сейчас получается именно композиция, а раньше все было нагружено и были только элементы. Стало интереснее смотреть. Каждый год становится все сложнее и сложнее, но и интересней.
- Кто для вас был ориентиром. Кого вы считаете идеальной художницей?
— У каждой гимнастки есть своя изюминка. И сказать, чтобы у меня была какая-то одна – такого нет. В каждой гимнастке мне нравится что-то отдельно взятое, и я стараюсь все соединить.
Но мне всегда нравилась Евгения Канаева (двукратная Олимпийская Чемпионка, 17-кратная чемпионка мира, 13-кратная чемпионка Европы). Она большая молодец. Добилась всего своим трудом и выступала всегда очень стабильно. Мне кажется, это очень тяжело. Она на всех соревнованиях выступала, как часики. У нее не было спадов и грубых ошибок. Это был ее большой плюс. И стать двукратной олимпийской чемпионкой – это круто. Я ее очень уважаю и люблю. Вот ее и можно назвать идеальной.
- Почему вы переехали в Грузию? Не могли попасть в сборную России?
— Нет. Я каждый год отдыхала в Грузии и приехала в 2008 году с бабушкой. На тот момент у меня были определенные проблемы с документами, и я не смогла вернуться в Россию. Решила здесь где-нибудь найти зал, чтобы не терять время. У меня пошло. Я начала тренироваться, меня взяли в сборную. Тренировалась, тренировалась, и меня уже не отпускали. Но это не потому, что я не могла попасть в сборную России. Конечно, там очень большая конкуренция. Для меня такое стечение обстоятельств оказалось счастливым.
Хочется надеяться, что и на Олимпиаде в Бразилии выступление Саломе Пажава станет стечением счастливых обстоятельств.