ТБИЛИСИ, 19 мар — Sputnik. Амбициозные планы президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана по соединению железной дорогой Лондона и Пекина в обход России экономически нецелесообразны, заявил Алексей Безбородов, эксперт по вопросам логистики, генеральный директор российского исследовательского агентства InfraNews.
"Я на 100% знаю, что это невозможно. Какие грузопотоки будут проходить по этому пути? К тому же, если участники проекта заявили о намерении протянуть железную дорогу от Пекина до Лондона через Кавказ, утвердить этот план должен Центральный комитет коммунистической партии Китая. Насколько мне известно, в ЦК КПК пока не знают о желании Эрдогана строить что-либо на территории КНР. Есть программа "Один пояс и один путь" (One belt, one road). Но она касается маршрутов, которые проходят через Россию", — сказал Безбородов.
По словам эксперта, завершить строительство БТК действительно можно раньше сроков.
"Но для чего? Чтобы что-то грузить в Баку? Из столицы Азербайджана можно возить только нефть. Однако сегодня Баку является в первую очередь международным морским портом. Перебрасывать контейнеры с нефтью с паромов на железную дорогу в больших объемах невозможно — БКТ предназначена для перевозки небольших грузов. Проект может быть полезен для торговли стран Закавказья с Турцией. Но на этом его функции заканчиваются. Нескончаемый грузопоток по маршруту Баку-Тбилиси-Карс пойдет тогда, когда регион станет таким же богатым, как Швейцария",- резюмировал эксперт.
"Азербайджану просто необходимо железнодорожное сообщение с кем-то еще кроме России и Грузии", — пояснил Андрей Голубчик, эксперт в области грузоперевозок и логистики.
"Баку надо выходить на Турцию, где проживает этнически близкий народ. У страны было и есть железнодорожное сообщение с Анкарой через Армению, но это политически неприемлемо для Азербайджана. Поэтому руководство пошло на принцип: строить прямую ветку на Турцию через Тбилиси. Проект Баку-Тбилиси-Карс — это история о политических амбициях, которые имеют мало общего с экономикой. Я не знаю, что будет возить Азербайджан по этой дороге. Экономического смысла она не имеет. Большие грузопотоки там вряд ли будут наблюдаться. России БТК не составит конкуренции: нам нечего делить на том участке", — подытожил эксперт.
В ходе проведенной 15 марта пресс-конференции по итогам V заседания Совета стратегического сотрудничества высокого уровня Турция-Азербайджан президент Эрдоган заявил об открытии движения по этому железнодорожному коридору уже в декабре текущего года.
Заявление президента Эрдогана приведет к ускорению работ на турецком участке БТК, хотя ранее завершение строительства ждали в следующем году. По окончании тестовых перевозок для маршрута наступит оценочный этап, в рамках которого грузоотправитель рассмотрит, насколько выгодно организовать начало регулярных перевозок.