ТБИЛИСИ, 23 мар — Sputnik. Налоговые льготы в стране со слабым институциональным устройством — путь к офшору и отмыванию денег, полагает эксперт по вопросам денежно-кредитной политики Лия Элиава.
В правительстве готовится законопроект, основанный на "эстонской модели" налоговой системы, освобождающий от налогообложения часть прибыли предприятий, которая будет направлена на инвестиции в развитие производства, а облагаться налогом будет только та часть прибыли, которая направляется на выплату дивидендов. Согласно действующему Налоговому кодексу, ставка налога на прибыль составляет 15%.
"Я не раз озвучивала свое негативное отношение к схожей налоговой реформе так как считаю, что сегодня у Грузии нет права на такую роскошь, как отказ от налогов. Само реинвестирование полученной прибыли предприятиями и его администрирование министерствами очень сложно и установление того, куда ушла прибыль предприятия будет проблематичным для контролирующих органов. Соответственно существует большая вероятность того, что предприниматели просто будут избегать оплаты налогов и полученную прибыль присвоят другими путями", — сказала Элиава в интервью Sputnik.
Когда предприниматель осуществляет свой бизнес, у него одна цель — получить оттуда определенную пользу, то есть доход в виде прибыли, считает эксперт.
"Лишено логики, когда предприниматель отказывается от этой прибыли. Получается, что один год и даже больше предприниматель работает на нулевой доход. И здесь естественно возникает вопрос, а на что он живет? Значит у него есть другой источник получения дохода от своего бизнеса, кроме прибыли. Это указывает на то, что возможно бизнес работает по не прозрачной схеме, то есть является теневым. И самый главный фактор —налоговые льготы такого типа могут превратить Грузию наполовину в офшорную зону, где начнется бум юридической регистрации и открытия иностранных фирм, единственной целью которых будет отмывание денег и передвижение грязных денег через территорию Грузии",- сказала Элиава.
Когда в стране слабое институциональное устройство, слабое руководство и слабые контролирующие органы — этот сценарий легко осуществить, полагает эксперт. "Соответственно из-за этих трех основных причин, есть естественно и другие, у меня четко негативное отношение к этой реформе", — сказала она.
Просьба бизнеса отсрочить задействование новой системы налога на прибыль на полгода исходит сугубо из личных интересов, так как они не хотят вести расчеты с середины года, считает эксперт.
"Интерес государства в этом нулевой. А интересы страны должно защищать правительство, а не бизнес. Для мелкого бизнеса эта льгота, как мертвому припарка. Это выгодно крупного бизнесу, который в основном и является плательщиком налога на прибыль. Крупный бизнес не является богатством государства. Богатство страны — это развитие малого и среднего бизнеса, который содействует росту уровня благосостояния населения", — сказала она.
Распространение налоговой реформы на финансовый сектор, который войдет в силу с 1 января 2019 года, не повлияет на кредитные ставки, а соответственно не принесет облегчения населению страны, сказала эксперт.
"К примеру, ТБС-банк и Банк Грузия не будут пользоваться льготой налога на прибыль, ввиду того, что их авторитет на Лондонской фондовой бирже тут же пошатнется, если они не выдадут дивиденды. Считается, что любая фирма, которая не выдает дивиденды, работает по теневым схемам, соответственно, их тут же выбросят с Лондонской биржи. Это две олигополии на банковском рынке, определяющие цены на кредиты и можно сказать, что эти цены не изменятся", — сказала Элиава.
Министерство финансов по просьбе Бизнес-ассоциации Грузии (BAG) отложило срок задействования реформы налога на прибыль на полгода — новая система налогообложения вступит в силу с 1 января 2017 года.
BAG считает, что поспешная реализация реформы вызовет определенные нечеткости и недопонимание, дополнительные расходы и риски, вызванные неподготовленностью бизнеса, что может дискредитировать важнейшую реформу.