ТБИЛИСИ, 31 мар — Sputnik. Эксперты предупреждали Грузию об угрозе, исходящей от турецкого соседа, на протяжении последнего года, заявила Sputnik Фридрихсон.
"Более двух лет боевики уходили сражаться на сторону ИГ через Панкисское ущелье и Турцию. Спецслужбы Грузии и Турции этот процесс не остановили. СМИ спекулировали на имени Тархана Батирашвили. Поступает противоречивая информация: то его убили, то не убили. Такое пристальное внимание к судьбе выходца из ущелья, который сделал успешную карьеру в ИГ, наводит на мысль: нет ли здесь откровенной манипуляции исходящей из Тбилиси? Попадись Батирашвили спецслужбам США, раскрылось бы много секретов, неприятных не только Грузии, но и Турции", — сказала эксперт.
"Возникает вопрос: если коридор бесперебойно работал в одном направлении, почему он не может работать и в обратном направлении? Нет гарантий, что по тому же маршруту боевики не проникнут на территорию Грузии из Турции. Тбилиси не вполне может контролировать этот регион. Решить проблему грузинскому руководству трудно, а заявления и публичные действия — это риск испортить с Анкарой отношения на официальном уровне, — обратила внимание Фридрихсон. — Мы знаем, насколько нервно реагирует Эрдоган на обвинения в связях его страны с терроризмом. И Грузия в ловушке: она не может ни открыто заявить о проблеме, ни решить ее собственными силами".
По словам эксперта, есть и другая проблема — экономическая экспансия Турции в Аджарии. Последние 10 лет Анкара проявляла нездоровый интерес к этой территории.
"Все началось при Саакашвили. При нем многие турки получили грузинское гражданство. Это обострило межрелигиозные отношения в регионе, чего раньше в Грузии не было. Чем больше Турция экономически вливается в Аджарию, тем больше Грузия рискует потерять контроль над этой территорией. Турецкое влияние на него уже колоссально, это вызов для правящей элиты", — подчеркнула Фридрихсон.
Из-за конфликта России и Турции Грузия оказалась между двух огней. Обострение российско-турецких отношений проецируется на страну. "Тбилиси давно ведет политику дистанцирования от Москвы. Казалось бы, в этом конфликте Грузия должна найти выгоду для себя: быстрее сближаться с Эрдоганом и тем самым достроить свою "берлинскую стену", окончательно отгородившись от Москвы. Но в Тбилиси уже начали видеть угрозы, исходящие от южного соседа. Пойти на попятный и сблизиться с Россией пока невозможно: вопрос Абхазии и Южной Осетии не решен. Ни один грузинский политик в здравом уме не отодвинет это на второй план, говоря о российско-грузинских отношениях".
По мнению эксперта, Грузии стоит задуматься о том, как обезопасить себя. "Возможно, следует сделать резкий шаг, который будет воспринят Анкарой негативно. Пойти на конфликт с Анкарой сейчас, чтобы обезопасить маршрут, который идет до Панкисского ущелья, и попытаться восстановить контроль в Аджарии", — резюмировала Фридрихсон.