Лела Анджапаридзе
Фильм "Я шагаю по Москве" принес ему особый успех… И сомкнулся интернационально-логический четырехугольник: "Тбилиси – Париж – Москва – Сантарканджело-ди-Романья". Последнее – место рождения Тонино Гуэра…
Фильмы, в создании которых принимал участие Данелия, очень известны и любимы зрителем. "Не горюй", "Джентльмены удачи", "Афоня", "Мимино", "Осенний марафон", "Паспорт", "Кин-дза-дза"… Но фильм, о котором речь сейчас, отличается особенной наивностью и искренностью… Наверное, примерно так, как черно-белое фото по сравнению с цветным.
… Москва 60-х, для съемок которой сверху, с крыш многоэтажных домов, нужен был специальный пропуск, где на улицах стояли аппараты газированной воды – с одно- и трехкопеечными краниками и граненными стаканами, которые не воровали даже "соображающие на троих" дворовые пьяницы… Где бабушки, у которых спрашивали, как пройти к какому-то месту, не ленились объяснить и даже проводить…
История фильма "Я шагаю по Москве", как рассказывает Георгий Данелия, началась с того, что к нему, прихватив шампанское, пришел сценарист Геннадий Шпаликов и предложил для будущего сценария такой сюжет: "Дождь… По самой середине улицы идет босиком красивая девушка, следом – велосипедист, который пытается прикрыть ее зонтом… Девушка отстраняется от зонта…"
"Нравится?" — спросил Шпаликов. Георгию Данелия понравилось. И они начали съемки фильма, сценарий которого создавался прямо на месте… Наверное, именно из-за такой постоянной импровизации фильм получился естественным и не кричащим…
Что касается сцены с дождем, то в ней роль парня с зонтиком исполнял ставший впоследствии кинозвездой Олег Видов, который в тот период был настолько неизвестен, что даже забыли внести его имя в титры… А история исполнительницы роли босоногой девушки была поистине удивительной… По словам Данелия, ее исполняли трое – "две блондинки и журналистка". То есть, по субъективным причинам, из первых двоих ни одна не смогла доиграть сцену до конца, и Данелия, в конечном итоге, взял на роль журналистку, случайно пришедшую к нему на интервью… Так что этот фильм стал уникальным еще и тем, что в истории кино впервые и, предположительно, в последний раз у актера эпизодической роли было два дублера!
На главную роль утвердили 18-летнего Никиту Михалкова, для которого этот фильм стал началом актерской карьеры. Данелия вспоминает, как примерно на середине фильма Никита пришел к нему и заявил, что, если его дневной гонорар в вомесь рублей не повысят до 27 рублей, он откажется сниматься. На что тот спокойно ответил, что найдет другого актера. Это решение режиссера довело Никиту чуть ли не до слез, он извинился и признался, что так поступить его надоумил старший брат Андрон (Андрей Кончаловский, известный режиссер).
На главную женскую роль выбрали известную в то время актрису Наталью Селезневу. Уже было отснято несколько кадров, но когда помощник режиссера привел на съемочную площадку Галину Польских, все единогласно остановили выбор на ней…
Отдельного внимания заслуживает известная песня "А я иду, шагаю по Москве", которая стала настоящим шлягером 60-х, и, можно сказать, по своей популярности не уступала "Подмосковным вечерам". Композитор Андрей Петров написал музыку заранее, но сценарист Шпаликов никак не мог придумать слова. И вот в день зарплаты ему, находившемуся с похмелья, Данелия пригрозил, что не поведет в ресторан до тех пор, пока тот не сдаст текст песни. И Шпаликов подготовил текст за один час, к тому же каждую строчку согласовывая с Данелия.
Интересно, что изначально в песне был куплет:
Над лодкой белый
Парус распушу,
Пока не знаю, где,
А если я по дому загрущу,
Под снегом я фиалку отыщу
И вспомню о Москве!
При обсуждении фильма строгая комиссия удивленно поинтересовалась, что значит "Пока не знаю, где"? Главный герой собирается покинуть Советский Союз и отправиться в Израиль или США? Поэтому "Пока не знаю, где" заменили на "Пока не знаю, с кем". Но, спросить меня, гораздо более аморально не знать, с кем раскрыть белый парус судьбы, нежели не знать, где…
Кроме того, комиссия задала Данелия вопрос: "О чем этот фильм?". Данелия ответил: "Это комедия" (поскольку комедия могла быть "ни о чем")… Тогда у комиссии появился следующий вопрос: "Если это комедия, почему не смешная?". Режиссер, не задумываясь, ответил: "Потому что это лирическая комедия". Комиссия растерялась, но приняла фильм при условии, если это будет зафиксировано в титрах… Так Георгий Данелия стал основателем нового жанра кинематографии "лирической комедии".
Между прочим, в фильме "Джентльмены удачи", одним из сценаристов которого был Данелия, "разыгран" этот жизненный эпизод, и в титрах указано: "нелирическая комедия".
Интересно также, что главный кинотеатр Москвы, а соответственно, всего Советского Союза, "Россия" — 11 апреля 1964 года открылся именно этим фильмом, в котором Георгий Данелия исполнял эпизодическую роль чистильщика обуви, и его имя, как и имя Олега Видова, даже в титрах не было упомянуто…
В заключение хочу снова привести слова господина Гуэра, посвященные Георгию Данелия: "Данелия учит нас ходить по улицам, устланным цветами"…
А я вам желаю ходить по устланными цветами проспектам, улицам, площадям, переулкам. И пусть даже те редкие тупики, на которые доведется набрести, и без которых, к сожалению, не существует ни одного города, будут также устланы для вас цветами!