Виктор Петровский, Sputnik Латвия
Трехногая, похожая на космический корабль башня заметна из любой точки Риги. В ясную погоду ее можно увидеть даже из других городов Латвии, например, из Юрмалы. Это масштабное сооружение высотой 368 метров занимает по высоте третье место в Европе и 44-е в мире. Для сравнения: высота Эйфелевой башни в Париже составляет 324 метра, а высота Берлинской телевышки тоже равна 368 метрам, но латвийская "сестра" обгоняет ее благодаря тому, что летом из-за жары вытягивается на 4 сантиметра.
На постсоветском пространстве Рижская телебашня уступает только аналогичным сооружениям в Москве (540 метров) и Киеве (385 метров).
В моем семейном альбоме есть фотография, где я, еще совсем маленький, стою на берегу Даугавы на фоне трех "ног", окруженных большим количеством башенных кранов. Это была середина строительства, до сдачи объекта в эксплуатацию было еще далеко. Но и то, что было сделано на тот момент, уже впечатляло. Даже по фотографии 30-летней давности хорошо видно, насколько масштабным был этот проект.
Строительные работы велись с 1979 по 1986 годы. Планировалось, что они завершатся в 1985 году, но рабочие не успевали, и срок отодвинули почти на год. В эксплуатацию Рижская телебашня была сдана в 1986 году.
Рижский гигант
Вот как рижскую стройку века описывала газета "Ригас балс" за 1982 год: "Необычной формы конструкция в виде трех слегка изогнутых пилонов, возвышающаяся на острове Закюсала, привлекает внимание многих рижан и гостей нашего города. Это опоры будущей башни нового телевизионного центра, постройку которого намечено закончить в 1985 году. К этому времени высота антенны достигнет 368 метров".
Он отмечал, что при строительстве телебашни применяется самая современная техника: например, качество сварки металлических изделий контролируется с помощью рентгеновского и ультразвукового дефектоскопов.
Заходя в лифт, нужно быть готовым, что заложит уши — на высоту в 98 метров он взлетает с бешеной скоростью, преодолевая это расстояние всего за 42 секунды.
"Очень бы не хотелось здесь застрять", — заметил коллега, с которым мы неслись в железной коробке внутри одной из башенных опор. Я с ним согласился.
Думаю, что для людей, страдающих клаустрофобией, это тяжелое испытание. В обычных зданиях, если лифт застрял, ты понимаешь, что выход где-то рядом — ведь расстояние между этажами составляет всего несколько метров. В башне же между первым этажом и обзорной площадкой ты летишь по 98-метровой шахте, и страшно представить, как тебя оттуда будут доставать, если лифт встанет.
На первой смотровой площадке всем посетителям — нас было четверо — стало нехорошо, что, видимо, было связано с перепадом давления. Потребовалась пара минут, чтобы справиться с головокружением. Ноги слегка подкашивались, и возникло ощущение, что башня шатается. На самом деле так и есть, особенно во время сильного ветра, — сооружение раскачивается, причем амплитуда колебаний может составлять более двух метров.
Однако вид на Ригу стоит того, чтобы пережить легкое головокружение. Латвийская столица лежала как на ладони. Был виден и Рижский залив со стоящими на рейде судами. Точнее, само море терялось в дымке, сливаясь с небом, а вот очертания кораблей были хорошо заметны, и казалось, будто они висят в воздухе.
"А Рига, оказывается, совсем небольшая", — сказал коллега, добавив, что с Останкинской телебашни, хотя она и значительно выше Рижской, границы Москвы не видны с большинства ракурсов.
VIP-площадка
На вторую смотровую площадку, расположенную на отметке 134 метра, мы добирались уже на обычном тросовом лифте, гораздо менее вместительном, чем первый. Вчетвером мы в него с трудом поместились. Скорость у лифта была поменьше, но зато не закладывало уши. Да и самочувствие после этой поездки было значительно лучше — головокружения не было, пропало ощущение, что башня качается.
В первую очередь, Рижская телевышка — это технологический, а не туристический объект. Здесь размещено огромное количество теле- и радиопередатчиков, башня активно используется и операторами мобильной связи.
После пожара на Останкинской телебашне в Москве Рига тоже озаботилась противопожарной безопасностью своей телевышки. Таких инцидентов за тридцать лет здесь не случалось, но эксперты все-таки решили провести проверку и проверить систему пожаротушения.
Большие учения пожарных на башне проводились в 1998 году. Эксперты считают, что угроза возгорания невелика — большинство сотрудников находятся на нижних этажах здания, количество посетителей на верхних этажах ограничено, передатчиками башня не перегружена, что тоже снижает риск возгорания, а в случае ЧП, как заверяют специалисты, Рига сможет достаточно быстро восстановить теле- и радиосигналы, разместив передатчики на других высотных зданиях.
Конец эпохи "глушилок"
Кстати, в советское время на телевышке также размещалась аппаратура, глушившая вещание "вражеских" радиостанций, таких, как BBC, "Голос Америки" и "Радио Свобода".
21 января 1987 года ушли помехи из эфира BBC на территории СССР, 23 мая — из эфира "Голоса Америки". В ноябре 1988 года было принято решение политбюро о полном прекращении радиопомех. Все "глушилки" были выключены в ночь с 29 на 30 ноября. 8 декабря Горбачев объявил об этом на сессии Генассамблеи ООН. Приказ министра связи "О прекращении глушения зарубежных радиостанций, ведущих вещание на Советский Союз" был подписан 19 декабря.
Так что Рижской телебашне в этом смысле повезло — "глушилкой" она поработала всего пару лет.
В ожидании туристов
На первом этаже, где обычно собираются посетители, я встретил двух пожилых женщин из Шотландии. Они только что "спустились с небес на землю".
— И как вам там?— спросил я.
— Гуууд!, — жизнерадостно ответили туристки.
О существовании Рижской телебашни шотландки узнали не из туристического буклета или интернета — они просто увидели масштабное сооружение, когда приехали на экскурсию в Ригу, и захотели там побывать. К башне они добирались на такси, и сейчас, побывав наверху, снова ждали машину, чтобы вернуться в центр города.
По замыслам проектировщиков, Рижская телебашня сможет простоять около 250 лет. В 2016 году ей исполнилось только 30. Так что, несмотря на то, что она родилась в прошломвеке, в другой стране, при ином режиме, — ее жизнь только начинается. Главное, чтобы про нее не забывали.