Несмотря на то, что грузинская публика достаточно разбалована творчеством выдающихся мастеров искусства России, на собственном опыте скажу: каждый раз – как в первый раз.
Так случилось и с Санкт-Петербургским государственным академическим театром балета Бориса Эйфмана. В Грузии этот театр — гость не редкий. В 2007 году он привез в Тбилиси постановки "Реквием" и "Мусагет", а в 2013 – "По ту сторону греха" по мотивам романа Федора Достоевского "Братья Карамазовы". А также несколько раз был в Грузии и в советский период.
"Приезжать к такому зрителю, который так радостно и тепло встречает наше искусство и ценит наше искусство, конечно, очень радостно", — рассказал Sputnik сам Борис Яковлевич Эйфман.
В Тбилиси живут очень добродушные и гостеприимные люди, отметил он.
Но одно дело приехать, а другое – привезти на грузинскую сцену одно из самых лучших своих детищ, непревзойденную по своей технике исполнения, чувственности и драматичности постановку "Анна Каренина".
С первых же движений питерской труппы на тбилисской сцене создалось впечатление, будто на сцене совсем не танцоры, а невероятные по красоте и изяществу птицы, похожие на людей. Полет тел и эмоций был настолько высок и умопомрачителен, что, казалось, возможностям артистов этого театра нет предела. Головокружительные поддержки, плавные, соблазняющие и дерзкие выпады, синхронность, о которой мечтает любая труппа мира.
Ползти, танцевать, летать – сдавалось, что эти танцовщики Эйфмана способны на все и даже больше. А, главное, ни намека на фальшь, ни одного не прочувственного движения, ни одной не прожитой эмоции, ни одного мгновенья лжи. Только голый нерв и затмение разума, как из остросюжетных триллеров Хичкока с привкусом неповторимой толстовской печали.
Главная героиня вечной борьбы желания и долга в спектакле "Анна Каренина" — Мария Абашова – была несравненна. Особенно, когда исполняла, на мой взгляд, самый драматичный момент Карениной – ее сумасшествие. Нагота и распущенные волосы как символ грехопадения и полный надрыв всей постановки, ее соль.
Как не раз отмечал сам Эйфман, для него Анна – это не кто иной, как оборотень, потому что в ней жили два человека: внешне светская дама, которую знал Каренин, сын и окружающие, а внутренне — абсолютно другая женщина, погруженная в мир своих, порочных страстей. Поэтому момент безумия Карениной на сцене – это, как страшный сон, который можно увидеть только в ночь после просмотра психодрамы Кубрика "С широко закрытыми глазами". Нереальное мастерство перевоплощения и тонкость чувств на грани, которая, как в зеркале, отражалась в Анне и в многочисленных танцорах постановки.
Финал же спектакля – это независимый шедевр. Это как, представьте, вас бы спросили на приемной комиссии в театральный: "Изобразите поезд. И поезд – не простой, а тот фатальный поезд, который является началом и концом всей истории, зачинщиком и виновником всех бед Анны". Грузинская публика с особенным пристрастием ждала развязку спектакля: ну что еще можно придумать для нового прочтения старой классики?
А театр балета Эйфмана может. Эти крайне мистически завораживающие движения мужчин-танцоров в черном, с сильными, четкими и безжалостными движениями вкупе с судьбоносной жестокой музыкой – звуками поезда, который наконец-то поставит точку. И танец Карениной, последний и прекрасный танец женщины, которая лишь хотела любви. А потом огни, как из далекого кабаре, десятки огней, на сцене и в сердце. И полет во тьму.
Финал, занавес и сотни оваций, цветов, поздравлений и браво. Тбилисская публика долго не отпускала питерских артистов. Особенно рукоплескала маэстро Эйфману, создавшему все это волшебство на грузинской сцене.
"Анна Каренина" — это один из наших успешных спектаклей. Мы показывали его в Европе, Азии, в Америке, в Австралии. Конечно, мы очень рады, что получили возможность, наконец, показать его и в Тбилиси. Более того – мы приехали в обновленный, отреставрированный, замечательный театр. Мы здесь показывали спектакль в 2007 году, когда он был в разрушенном состоянии. И вот сейчас мы приехали – и это совершенно преображенный, новый театр, в котором, конечно же, очень радостно и приятно работать", — сказал основатель питерского театра.
С оглушительным успехом искренне поздравляла своего коллегу и друга грузинская прима балета Нино Ананиашвили. Как сказала художественный руководитель балетной труппы Тбилисского государственного театра оперы и балета имени Палиашвили, эти овации грузинского зрителя и есть оценка творчества Эйфмана.
"Феномен Эйфмана в том, что он создал свою лексику, что он создал свой театр. А это не так легко — найти в сегодняшнем мире свой театр, свою лексику и создать свой репертуар, которого ни у кого нет. Вот он — отличается, он – узнаваемый. И то, что он сегодня имеет такой успех, он это заслужил не за один год, а за все те годы, которые трудился, работал и добивался того, что сегодня у него, наконец, свой театр, своя школа и возможность творить все, что он хочет. И это замечательно", — считает Ананиашвили.
А посмотреть, как Эйфман творит то, что хочет, и делает это шедеврально, на сцене Тбилисского театра оперы балета можно еще раз 16 апреля. Ведь пропускать такую, по словам американской прессы, "блестящую смесь чувственности, силы и отточенной русской техники", никому не рекомендуется.