Ольга Сухаревская, правовед, магистр внешней политики — для Sputnik Грузия
Если, например, включение страны в состав "Евразийских Балкан" Збигневом Бжезинским широко известно, то об аналогичных мыслях британца Макиндера в начале ХХ века знают мало. Между тем, еще в 1904 г. этот геополитик определил в Евразии четыре региона, которые "заливы и впадающие в океан реки делают открытыми для влияния морской державы и позволяют осуществлять господство". Регион, в который входит Грузия, условно был назван Пятиморьем (заключенным между Каспийским, Черным, Средиземным, Красным морями и Персидским заливом).
Я столь подробно останавливаюсь на западных геополитических концепциях обустройства Евразии, поскольку они позволяют в полной мере понять развернувшуюся в последние годы активность США и НАТО в Грузии, а также глубину исторических предпосылок такой активности.
Мимо НАТО
Но вернемся в день сегодняшний. Ни гражданская война в Грузии, ни потеря части территорий не изменили решимости грузинских властей обрести полноправное членство в НАТО. Грузия, помимо Прибалтийских государств, является единственной страной бывшего СССР, тесно связанной с Альянсом.
Количество совместных программ и форматов диалога впечатляет: комиссия Грузия — НАТО, Ежегодная национальная программа, Партнерство с расширенными возможностями, участие в Инициативе усиления оборонных возможностей НАТО и Существенный пакет Грузия — НАТО, который был принят на Уэльском саммите 2014 года.
Тем не менее, это как раз тот случай, когда количество не переходит в качество. Несмотря на значительный вклад грузинских войск в военную операцию под эгидой США в Афганистане и безусловную поддержку Грузией процессов евроатлантической интеграции, обещанный официальному Тбилиси еще в 2008 году План по подготовке к членству (ППЧ) в НАТО так и не утвержден.
Более того, в самом Альянсе нет единого мнения о будущем Грузии. С одной стороны, генсек НАТО Столтенберг всячески заверяет Тбилиси в том, что страна может рассчитывать на членство, с другой, в официальных документах альянса прямо говорится о невозможности членства Грузии в НАТО без прохождения этапа ППЧ.
Власти Грузии, в свою очередь, предпринимают всяческие попытки обойти этап подготовки к членству, вслед за Украиной изобретая формат "ассоциированного партнерства". По мнению министра обороны Тинатин Хидашели, План по подготовке к членству в НАТО для Грузии "уже является своего рода прошлым".
Характерно, что поддерживают Тбилиси на этом направлении Турция в лице главы МИД Чавушоглу и, в некоторой степени, заместитель генсека НАТО Вершбоу, вынашивающий планы привлечения грузинских и украинских военных моряков для компенсации усиления России после принятия Крыма в состав РФ.
В политике Североатлантического альянса в отношении Грузии просматривается четкая закономерность: при как можно большем втягивании страны в реализацию интересов НАТО взять на себя как можно меньше ответственности.
Ни "ассоциированное партнерство", ни статус "союзника вне НАТО" не предполагают распространения на союзника положений статьи 5 Договора о коллективной самообороне в случае агрессии против страны блока. Иначе говоря, беря на себя риски внешней агрессии в связи с сотрудничеством с НАТО, Грузия не получает гарантии защиты со стороны альянса.
Впрочем, для Тбилиси это не новость. Во время югоосетинского конфликта 2008 года никто и не намеревался защищать Саакашвили.
Растут лишь угрозы
На данном этапе Альянс снова создал ряд рисков для безопасности Грузии, не предоставив ответных гарантий. Прежде всего, речь идет об открытом в августе прошлого года Учебно-тренировочном центре в Вазиани. В то время как Армения является членом ОДКБ, а Азербайджан пытается дистанцироваться от слишком тесного взаимодействия с западными военными структурами, Грузия на своей территории создала кластер противостоящего ОДКБ военного союза.
Более того, недавно в Вазиани состоялись учения, к которым привлекли украинских военных, что делает Грузию опосредованным участником украинского конфликта. Это полностью обесценивает официальные заверения представителей Альянса и Минобороны Грузии о том, что Центр предназначен исключительно для повышения квалификации грузинской армии.
Справедливо расценив открытие военной структуры НАТО как угрозу региональной безопасности, российская сторона начала ремонт железнодорожной ветки в Абхазии, ведущей к грузинской границе.
Кроме того, наблюдется отчетливое стремление США и Турции втянуть Грузию не только в противостояние с Россией, но и в гораздо более широкий прозападный геополитический фронт, простирающийся от Прибалтики до Ближнего Востока. Ярким примером может служить недавнее высказывание покидающего свой пост командующего войсками НАТО в Европе генерала Бридлава об угрозах Грузии как со стороны России, так и с юга. ИГИЛ, давно уже создавший виртуальный вилайет Гурджистан, будет рад вступлению Грузии в ближневосточные войны.
Хочу также обратить внимание на возникшую в последние месяцы риторику, пытающуюся объединить в одно целое конфликты на постсоветском пространстве с ближневосточными войнами — на основании того, что якобы их причиной является агрессивная политика России.
Вашингтонские и ближневосточные ястребы пытаются сколотить единый международный антироссийский фронт. И Грузия должна стать одним из форпостов.
В эту новую версию геополитической "петли Анаконды" вокруг России прекрасно вписываются и попытки реанимировать ГУАМ, и усилить военную группировку в Черном море под эгидой Румынии, и неоосманские амбиции Турции.
Каким образом участие в этой коалиции скажется на безопасности Грузии, вопрос риторический. В дополнение к сказанному остается лишь отметить опасность внезапной любви "турецкого волка" к "грузинскому ягненку". Вряд ли является секретом, что в 2008 г. президент Турции Эрдоган обращался к России с предложением разделить Грузию, отдав Анкаре Аджарию. Судя по экономической и религиозной активности Турции в Батуми, от экспансионистких планов Эрдоган не отказался. Несложно представить, каким подарком для Анкары может оказаться возникший в Грузии очередной конфликт.Находящемуся меж двух огней Тбилиси можно лишь посочувствовать. Но многовековой опыт существования Грузии на пересечении интересов империй все же должен помочь стране успешно пройти между Сциллой требований НАТО и Харибдой учета интересов соседей.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.