В ночь с 25 на 26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции взрыв полностью уничтожил реактор четвертого энергоблока. Чернобыльская авария признана крупнейшей катастрофой в истории атомной энергетики.
Более 600 тысяч ликвидаторов и спасателей всех республик СССР были задействованы в Чернобыле. Из Грузии в Припять в 1986-1988 годах были отправлены более двух тысяч человек. На сегодняшний день из них живы около половины, практически не получающие никакой специальной помощи от государства. 903 человека, из которых 700 — бывшие военные, имеют инвалидность.
О событиях 30-летней давности Sputnik рассказал председатель Союза чернобыльцев Грузии Важа Чадунели.
— Ехали, в большинстве своем, военные, врачи и строители. Мобилизация ликвидаторов в Грузии была поручена военным комиссариатам. Сам я по специальности товаровед и до Чернобыля работал в сфере торговли. В Чернобыле в 1987 году оказался по партийной линии.
Сначала призыв на ликвидационные работы проводил главный комиссариат республики, а спустя год это перепоручили районным комиссариатам. Я должен был работать заведующим хозяйственной части военного госпиталя, в 9 километрах от места взрыва. В госпитале было 150 сотрудников, 30 из которых несли ответственность за измерение радиации.
Из Грузии там еще работали медсестры – они поехали, потому что им было обещано поступление без конкурса и без экзаменов в медицинский институт. Но, как мы потом узнали, советское правительство это обещание не сдержало.
- Через какое время после взрыва там появились грузины?
— В ликвидации аварии на Чернобыльской атомной станции в процессе заливки бетона участвовали вертолеты, переброшенные из телавской воинской части. Эти летчики получили сильное облучение. Облучились также грузинские журналисты, которые приехали туда 2 мая — снимать место взрыва.
Кроме того, в мае, по инициативе Студенческого союза, из всех вузов Грузии было отправлено до 40 студентов-добровольцев. Тогда еще не было 30-километровой зоны. Эти люди вернулись очень больными. Вместе с тем, они потеряли документы, подтверждающие их пребывание в Чернобыле. Эта документация тогда подозрительно исчезла из архивов комсомола. Конечно, существует список людей, скончавшихся после участия в ликвидационных работах в Чернобыле. Но неизвестно в итоге, сколько среди них было военных, а сколько – гражданских.
— Что предусматривали ликвидационные работы, в которых участвовали грузины?
— Было очень много строителей. Ликвидаторам было поручено забетонировать четвертый блок специальным бетоном. Они жили в относительно безопасной зоне, примерно в 30-40 километрах от места катастрофы.
Для проведения работ ликвидаторов возили на автобусах, в 4-м блоке они могли оставаться лишь в течение полутора минут. Они входили в блок по очереди, чтобы полные бетоном ведра донести до места и залить бетон.
Один перемещал ведро, к примеру, на 15 метров и выходил, второй и третий – на то же расстояние, следующий уже заливал. Все передвигались бегом. В 1986 году в течение месяца было допустимо облучение, соответствующее 30 рентгенам, в 1987 году – 10 рентгенам, а в 1988 году – уже 5 рентгенов было достаточно для того, чтобы ликвидатора отправили домой.
- Много ликвидаторов попадали в госпиталь?
— Нет, когда госпиталь был сформирован, уже почти не поступали пострадавшие в результате радиации. Они попадали в другие больницы. Действие радиации было отложенным и очень индивидуальным. К примеру, на меня радиация подействовала позднее – на сердце и легкие.
У нас, чернобыльцев, так сказать, одна формула крови. Незначительного дуновения ветерка достаточно, чтобы простудиться — почти нет иммунитета.
— Это правда, что радиация дошла и до Грузии?
— Когда взорвалась атомная электростанция, радиационная пыль "обошла" Беларусь, потом страны Европы, а потом, на пятый день проникла в Западную Грузию – с моря. Нигде, кроме Грузии, ее не встречал дождь. Дождь смыл радиационную пыль.
Самый высокий уровень радиации в те дни был зафиксирован на территории Абхазии. Тогдашний главный радиолог Реваз Вепхвадзе поручил своим рентгенологам провести учет мест с радиоактивным загрязнением. Были составлены даже карты.
Как оказалось, радиацию особо активно поглощал чай. А самой лучшей защитой от радиации были магнитные пески Уреки.
— 26 апреля исполняется 30 лет со дня трагедии. Вы собираетесь отмечать эту дату?
— Каждый год, 26 апреля, грузинские чернобыльцы собираются в Сиони, в старом храме в центре Тбилиси. Мы зажигаем свечи и вспоминаем тех, кого с нами уже нет. В Сиони придем и в этом году, но каждый раз нас становится все меньше и меньше.