Бесик Пипия
В субботу 6 октября 1945 года около пяти часов вечера на Тбилисский железнодорожный вокзал прибыл поезд "Москва-Баку-Тбилиси", в котором находился Патриарх Московский и всея Руси Алексий. В истории Грузинской церкви это был первый случай, когда на землю благословенной Иверии вступал Первоиерарх Руси.
Высокого гостя встречали Католикос-Патриарх всея Грузии Каллистрат, епископ Ниноцминдский Димитрий, Уполномоченный Совета по делам Православной Церкви при СНК Грузинской ССР Константин Кадагишвили, городское духовенство.
На следующий день Святейшие Патриархи Алексий и Каллистрат совершили Божественную Литургию в Кафедральном Сионском соборе. В этом храме, основанном в IV веке, находится великая, особо чтимая в Грузии святыня, – крест Святой Нино. Этот крест Равноапостольная Нино принесла в языческую Иверию и открыла Божественный Свет Христовой правды грузинскому народу, который в 326 году начал принимать крещение.
В день совершения Божественной службы, задолго до ее начала, собор был заполнен большим количеством молящихся. Навстречу Патриарху Алексию вышло духовенство во главе со Святейшим Каллистратом. Он обратился к Патриарху Московскому и всея Руси со следующим словами приветствия:
"Возлюбленнейший Брат, страна наша священна, она освящена кровью мучеников и мучениц за веру в Господа нашего Иисуса Христа… Страна наша, окруженная кольцом врагов креста Христова, систематически подвергалась нападениям, разграблениям и опустошениям, и все это сопровождалось мучениями грузин и издевательством над религиозным чувством населения. Например, звероподобный Джелал-Еддин в XIII веке, войдя в Тбилиси, снял купол с этого святого храма, устроил на вершине его седалище и велел на мосту через Куру поставить иконы Спасителя и Богоматери, приводить туда со связанными руками мужчин и женщин и кто из них не желал оплевать святыни, тех приказано было обезглавливать и бросать в Куру.
Коварный Шах-Аббас в XVII веке, разорив восточную Грузию, истребив 100 000 человек и забрав столько же в Персию, омусульманил их, а кахетинскую царицу Кетеван предал мученической смерти, отрезывая у слабой телом, но твердой духом женщины груди и руки и прожигая раскаленным железом остальные части тела. Озлобленный на царя Ираклия II за заключение с императрицей Екатериной II Георгиевского трактата о покровительстве, персидский шах Ага-Магомет-хан в XVIII веке, собрав более 100 000 воинов, двинулся на Тбилиси, взял его, разорил все храмы города, но, не успев сделать этого по отношению к сему собору, велел натаскать сюда дрова и устроить в соборе небывалый пожар, от чего погибли прекрасная стенная живопись и иконостас.
Но, вот чудо! Стоило пройти нескольким годам по отходе из Грузии вражеских полчищ, как страна обновлялась и находила в себе силы воздвигать дворцы, монастыри и храмы и умножать очаги христианского просвещения не только у себя, но и в Святой земле, и на Синае, на горах Черной и Дивной, на Афоне и в Болгарии…
…В числе благочестивых путешественников в Грузию нашу мы не видим первоиерархов ближайшей к нам Церкви, Церкви Российской… Вам, Святейший, Господь вложил благую мысль пересечь высокие горы Кавказа и доставить нам высокое удовольствие видеть Вас среди себя. Войдите же, Возлюбленнейший, во святой храм сей и убедитесь, что в сердцах наших Вам не тесно: они расширены для Вас…"
По окончании Богослужения Патриарх Алексий обратился к молящимся со словом, в котором выражал радость, что Господь ему судил не только поклониться древним Святыням Сиона, но и совершить в этом историческом храме Божественную Литургию. Первосвятитель земли русской подчеркнул, что в его лице весь русский православный народ склоняется перед святынями Иверии, поблагодарил всех присутствующих за совместные молитвы и послал благословение от лица Русской Православной Церкви всему грузинскому народу.
В дни своего пребывания в Грузии Патриарх Алексий посетил многие церкви Тбилиси: Кашветскую, Дидубийскую, Александро-Невскую, Иоанно-Богословскую, Михайловскую, Давида Гареджийского. Везде Патриарха встречало духовенство и большое количество верующих. Храмы специально убирались к встрече высокого гостя. Дорога, по которой должен был пройти Святейший, усыпалась живыми цветами. Церкви были ярко освещены, хоры исполняли церковные песнопения.
Патриарх Алексий и Патриарх-Католикос Каллистрат побывали в городе Гори, где посетили дом, в котором родился и провел раннее детство Иосиф Сталин, а также музей-выставку, посвященную революционной работе Сталина в Закавказье. По дороге в Гори высокий гость осмотрел Самтаврский храм. В этом месте по преданию грузинский царь Мириан построил в 330 году церковь, в которой впоследствии были погребены сам Мириан и царица Нана. На горе Мтацминда Патриархи побывали в пантеоне, где посетили могилу матери Сталина и возложили венок из живых цветов.
В Тбилиси Святейший ознакомился с Ботаническим садом, прогулялся в парке Культуры имени Сталина. "С особым вниманием, – сообщалось в "Журнале Московской Патриархии" (№10, 1945), – Святейший осматривал богатейшие экспонаты музея истории Грузии, свидетельствующие о высокой культуре грузинского народа в те времена, когда еще большая часть Европы находилась в стадии варварства". Патриарху показали памятник-музей – Авлабарскую типографию, в которой нелегально в 1903-1906 годах печатались листовки, воззвания, газеты, которые готовили члены Кавказского союзного комитета РСДРП М.Г. Цхакая, А.Г. Цулукидзе, И.В. Сталин, С.Г. Шаумян, В.С. Бобровский, Ф.Е. Махарадзе.
В воскресенье, 14 октября, в день праздника Покрова Пресвятыя Богородицы и Животворящего столпа Святейшие Патриархи Алексий и Каллистрат совершили Божественную Литургию в Мцхетском патриаршем соборе Светицховели. В этот же день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий вечерним поездом отбыл в Москву.