Тамаз Чикваная
13 мая 1981 года — сакральная и очень дорогая для грузинских болельщиков дата, поскольку подобного успеха наш футбол с тех пор не добивался. Это — чисто с точки зрения спортивной, но события 35-летней давности, на мой взгляд, имели и другое значение. Все помнят последнюю фразу дюссельдорфского репортажа Котэ Махарадзе: "Представляю, что сейчас творится в столице Грузии — Тбилиси".
А в Тбилиси творилось вот что: и стар, и млад. мужчины и женщины, больные и здоровые — все без исключения высыпали на улицы города. Это тот случай, когда все любят всех; огромная масса улыбающихся и счастливых людей торжествовала до утра. На проспекте Руставели, на разделительной полосе, стояли мужчины с кувшинами, полными вина, наполняя бокалы людям, проезжавшим мимо на машинах, а милиционеры, глядя на это, лишь улыбались и никому ничего не запрещали. Потому что никто ничего плохого не делал. Той ночью не было ни одного правонарушения, ни один волос не упал ни с чьей головы…
Вспоминается такой факт: около ста тысяч человек, собравшихся на стадионе "Динамо", поздравляли друг друга с победой, когда диктор объявил, дескать, из-за того, что на поле вышло столько людей, мнется трава, а здесь совсем скоро играть нашим ребятам. Через 5 минут на зеленом газоне уже не было ни души. Той ночью население Тбилиси являло собой поистине единое целое. А прежде был путь, преисполненный поистине спортивного героизма, который футболисты тбилисского "Динамо" прошли под руководством легендарного тренера Нодара Ахалкаци.
Победа над прославленным "Вэст Хэм Юнайтед" в Лондоне уже была показателем того, что грузинские футболисты имели серьезные претензии, а следующим соперником стал 11-кратный чемпион Голландии, Роттердамский "Фейеноорд", музей которого украшали Кубок чемпионов и Межконтинентальный кубок. И для полноты коллекции им не хватало именно Кубка обладателей кубков.
Тренер команды Вацлав Йежек специально прибыл в Тбилиси, чтобы присутствовать на встрече динамовцев с ленинградским "Зенитом". Его послематчевый комментарий был следующим: "Я верю в хороший результат, но "Динамо" — прекрасная команда. Кипиани, Чивадзе, Гуцаев, Шенгелия, Сулаквелидзе — великолепные футболисты".
Возможность посмотреть на игру соперников получил и Нодар Ахалкаци. Как всегда, он ограничился скупым комментарием: "Они играют в современный футбол. Но ничего особенного не было. "Фейеноорд" не сыграл в полную силу…"
На встрече, прошедшей 8 апреля, "Динамо" устроило сопернику настоящий ад, ведя к 70-й минуте 3:0. Лишь после этого голландцы показали когти, но гол забить не сумели. А через две недели в Ротердаме уже "Динамо" ожидал ад, имя которому было… Франц Вёрнер. Этот австрийский господин был на игре судьей, но он совместил и другие функции — три незасчитанных гола, забитых нашими, и два не назначенных 100%-х пенальти. Зато он назначил высосанный из пальца одиннадцатиметровый в наши ворота… Таков неполный список "заслуг" этого господина. После этого пенальти счет стал 0:2 в пользу "Фейеноорда". И времени оставалось достаточно, но "Динамо" выстояло. Представьте себе, и голландцы не особо уже активничали — то ли совесть их беспокоила, то ли они просто устали, но факт, что именно с этим счетом игра и закончилась…
Руководство нашей команды официальных претензий в отношении судьи не высказало, но УЕФА, тем не менее, Вёрнера наказала. На мой взгляд, это был решающий матч, после которого мало кто сомневался, что окончательная победа достанется тбилисцам.
То, что происходило на дюссельдорфском "Райнштадионе" 13 мая 1981 года, сложно передать словами, поскольку уверен, что в течении всех 90 минут я, наверное, не дышал, даже не моргал и вообще, помню лишь слова господина Махарадзе: "Раздается свисток Рикардо Латанци, возвещающий о том, что Тбилисское "Динамо" получило Кубок обладателей кубков"… А потом была длинная ночь — наша общая ночь радости, счастья и ликования, которая осталась в моей памяти навсегда.