Тобиас Дюреборг долгое время жил в Европе и Южной Америке и много путешествовал. Однажды побывав в Грузии, он уже не смог забыть ее и решил окончательно сюда переселиться. Волею судьбы он встретил тут свою любовь и открыл ставший популярным небольшой скандинавский ресторан в историческом районе Тбилиси — Сололаки.
На родине в северной Дании
Я жил в столице Дании — Копенгагене, но по происхождению я из Оденса, где провел большую часть жизни. Окончил факультет коммуникаций и IT-технологий, а также учился в колледже на кулинара.
Примерно лет с 12 я постоянно что-то делал на кухне, потом много работал в разных ресторанах — и посудомойщиком, и барменом, и шеф-поваром… Какое-то время был даже сомелье – выбирал вина для разных ресторанов.
В Копенгагене работал в ресторанчике, где мой начальник был перфекционистом. Он много рассказывал мне о разных блюдах и напитках, помог научиться работать быстро и при этом не забывать о высоком качестве обслуживания.
Мне довелось работать и в таком заведении, где использовали только натуральные и местные продукты. Принцип работы был такой: если ты за несколько часов не можешь доехать до фермы, где ты это купил, то ты не можешь это использовать.
И я считаю, что это был один из интереснейших опытов в моей жизни. Пожалуй, работа там и натолкнула меня на мысль делать здесь примерно то же самое… Но обо всем — по порядку.
Встреча с Грузией
Я очень люблю путешествовать. Будучи молодым, я много путешествовал по Европе, повидал Италию, Францию, Германию… Некоторое время жил в Испании — в Барселоне, потом переехал в Аргентину — в Буэнос-Айрес, позже перебрался в Монтевидео в Уругвае. Не раз посещал Восточную Европу и Кавказ. Естественно, побывал и в Грузии…
В первый раз я приехал сюда несколько лет назад с двумя друзьями. И тогда обратил внимание на то, как ведут себя местные водители. Помню, как мы с друзьями ехали в машине, а я все время думал: "Мы можем погибнуть, мы можем погибнуть". Это было и смешно, и страшно одновременно.
Конечно, мне тогда очень запомнилось грузинское гостеприимство, которое я не могу не отметить. Когда мы ездили по небольшим деревням, то могли просто постучаться в любую дверь, и нам с радостью открывали.
Мы даже не всегда могли с ними нормально поговорить, но они, совершенно чужие люди, встречали нас, как родных, и накрывали для нас стол. Часто подавали сыр с хлебом, разные национальные блюда и вино, припрятанное в закромах для особого случая.
В Копенгагене, да и вообще в Дании, если кто-то постучится к тебе домой, ты сразу начинаешь думать — кто это, что нужно этому незнакомцу, чуть ли не считаешь его маньяком. Там каждый думает только о своей семье, работе и учебе, а в Грузии все иначе, и мне это почему-то показалось очень близким и родным.
После возвращения в Данию, где я работал над разными проектами, у меня почти все время где-то, на подсознательном уровне, присутствовала Грузия, мысли о возможностях, которые она может открыть. Постепенно я стал приезжать сюда все чаще и чаще… И в какой-то момент решил, что нужно переезжать.
Свой скандинавский уголок
У меня всегда была мечта — открыть свой ресторан, ведь кулинария – это мое основное занятие и хобби. Когда я приезжал в Грузию, то обнаружил, что здесь нет ресторанов ни датской, ни вообще, скандинавской кухни, и решил занять эту пустующую нишу.
Мне очень хочется, чтобы жители Грузии, в частности, Тбилиси, поближе познакомились с традиционной кухней моей страны. Она тоже самобытная и неповторимая, и в ней, так же, как и в грузинской, используется множество специй.
Уникальность скандинавской кухни состоит в том, что не нужно покупать какие-то готовые продукты, все делается своими руками. Например, чтобы сделать скандинавский хлеб, нужно три дня, а чтобы приготовить цыплёнка, его нужно мариновать около 12 часов.
И мой опыт мне подсказывает, что нужно использовать натуральные местные продукты, несмотря на то, что они не всегда бывают такими качественными, как хотелось бы.
Как показала практика, здесь очень легко открыть свой бизнес, но очень трудно поддерживать сервис на высоком уровне. У нас, в Дании, вы можете получить свой заказ быстро, и при этом обслуживание будет на высоком уровне, в отличие от Грузии. Ведь не секрет, что сервис здесь во многих заведениях пока оставляет желать лучшего. Возможно, это даже хорошо — есть куда расти…
Wild wine
Как человеку, который долгое время занимался вином, грузинский напиток мне понравился и показался очень интересным. Путешествуя по стране, я попробовал много видов грузинского вина и понял, что у него есть потенциал быть импортированным в Данию.
Если ты в Европе хочешь производить вино, то оказываешься вынужден постоянно соблюдать множество правил и не можешь сделать что-то новое и интересное.
Как по мне, то вино — это небольшая частица Бога, и нельзя всегда следовать одинаковой технологии при его изготовлении. Ты должен ломать стереотипы и придавать живости вину, искать новые решения и интересные сочетания.
Да, я люблю французское, итальянское, немецкое вино, но грузинское — совершенно особенное. И сравнивая грузинское вино со многими другими, я
понимаю, что оно представлено в своем первозданном, природном многообразии… Грузинское вино – настоящее дикое вино.
Грузия остается в душе
Думаю, что у многих приезжих есть похожий опыт: они приезжали в Грузию в отпуск, приобщались к местной кухне, пили домашнее вино и просто влюблялись в эту страну.
У меня здесь появилось много друзей, среди них и иностранцы, и местные жители. Я познакомился тут со своей возлюбленной, за что очень благодарю Грузию. Теперь мы живем вместе, к нам часто неожиданно заходят друзья, и это характерное только для Грузии явление для меня очень необычно и в то же время мило.
Здесь много красивых мест. Конечно, у меня уже есть любимые, и одно из них — Сигнахи, называемый городом влюбленных. Считаю, что это потрясающее место, где я также обрел множество друзей и куда я часто езжу вместе со своей возлюбленной.
Я никогда не жил в такой стране, как Грузия – она, в буквальном смысле, остается в душе. У меня здесь такое ощущение, будто у меня очень большая семья. И мне это чувство, признаюсь, нравится.