Цира Окропиридзе, Sputnik
В самом центре Тбилиси, на верху Винного подъема, во дворе маленького кафе открывается удивительная картина – на крошечном участке земли разбит царственный розовый сад, и в нем фантастически красивые, будто облепленные прозрачными розоватыми цветами, апрельские сакуры… То состояние души и полная прострация, в которую попадаешь при виде этого великолепия, не описать никакими словами… И хочется распахнуть объятия всей этой красоте и с веранды сада воспарить над Тбилиси…
А под верандой город – с красивейшими историческими памятниками и культурными достопримечательностями, но опоясанный бетоном и арматурой…
Как же Тбилиси не хватает зелени, таких маленьких оазисов, из-за чего, чтобы вдоволь надышаться медвяным запахом весны, вынужден бежать за город…
Но вернемся к тому саду. Его автор и вдохновитель – ландшафтный архитектор Нино Шенгелия, одна из ведущих специалистов из немногих, кто в Грузии активно работает в этой сфере. Когда она заинтересовалась ландшафтным направлением, в Грузии на архитектурном факультете оно еще не изучалось.
"Руководитель моего дипломного проекта Гия Шаишмелашвили работал над проектированием парка в Кутаиси, и я к нему присоединилась. Тогда не было ни компьютера, ни свободного доступа к информации о зарубежном опыте. Именно в это время я впервые познакомилась с историей ландшафтного дизайна. Очень заинтересовалась и подумала, что с удовольствием бы работала в этом направлении", — вспоминает Шенгелия.
Но тут же добавляет, что все, наверное, началось гораздо раньше – в детстве.
"У Института физики был очень красивый сад, таинственный для меня, удивительный мир, который уводил меня к Красной Шапочке, спящей Красавице и другим сказочным персонажам. Каждый раз, проходя мимо, я чувствовала, как у меня перехватывает дыхание… Однажды я попала в этот сад… Я и сейчас часто смотрю на него с улицы, но желания заходить туда уже нет, поскольку сада больше не существует. Думаю, это невосполнимая утрата для города", — говорит она.
Сегодня Нино Шенгелия очень успешно работает как ландшафтный архитектор в Грузиию На вопрос, в чем секрет ее успеха, она отвечает, что секрет – в огромном желании заниматься этим делом и любви к нему.
"Именно это притягивает счастье… Этим направлением я стала заниматься еще тогда, когда в стране оно еще ничего не значило. А сегодня не могу представить жизни без него. День начинается и заканчивается мыслями об этом. И уже трудно разобрать, где проходит грань между работой и увлечением".
Именно потому она на все смотрит глазами ландшафтного архитектора и острее, чем другие, воспринимает проблемы города:
"Экология — проблема городов мира, но в Тбилиси все это ощущается более остро: агрессивный урбанизм, строительство, которое поглотило в городе все. Над этой проблемой уже серьезно работают в развитых странах мира, а мы постоянно только и стараемся, что урвать у зеленого покрова города как можно большую часть. Наблюдая эту ситуацию, всегда вспоминаю слова русского архитектора Андрея Бурова, произнесенные им, когда он сверху увидел Центральный парк, окруженный Нью-Йоркскими небоскребами: "Небоскребам по газонам ходить воспрещается!" Именно такой слоган нужен сегодня Тбилиси. Нам не надо изобретать велосипед, мы можем просто хорошо изучить иностранный опыт и приладить его к грузинской действительности. Здоровье человека должно быть приоритетнее любого решения по городскому планированию. Настало время начать мыслить новыми категориями, ценить и дорожить тем, что имеем, познакомиться, учитывать и использовать новшества, такие как: вертикальное озеленение, озеленение крыши (Сингапур является одним из лучших примеров этого), сквозные брусчатки, использование дождевой воды для полива, элементы дикой природы в городе (актуально сегодня в Берлине, Париже, Хельсинки…), редизайн промышленных объектов, заброшенных в различных уголках города, изменение их функций и использование в качестве рекреационной зоны. Хай-Лайн парк в Нью-Йорке является ярким примером этого. Экосистема замыкается, когда происходит закладка таких островов. К примеру, во Франции приняли закон о том, что крыши всех коммерческих учреждений должны быть озеленены… Важно также предоставлять населению как можно больше информации. Считаю, что специалисты этой отрасли должны объединиться и вместе очертить проблемы и пути их решения. И это следует сделать как можно быстрее, пока, действительно, небоскребы не начали ходить по газонам…"
- Каковы мировые тенденции современного ландшафта?
— Сегодня очень моден и актуален стиль naturgarden, сады прерий… Пит Удольф является известным в мире ландшафтным архитектором, у которого есть очень интересные композиции, где происходит сочетание цветущих злаковых культур и многолетников на больших площадях, очень подходящее городскому ландшафту. Появляется мышление новыми категориями. Новое течение "ландшафтный урбанизм "подразумевает планирование городской среды, где ландшафт занимает ведущую позицию, а застройка отступает на второй план.
- Что является главным в ландшафтном пространстве – цвет, форма, материал, стиль или планирование?
— Сад объединяет многие различные отрасли искусства и науку. Ландшафтное пространство следует рассматривать как единое целое, невозможно выделить ни стиль, ни материал. Если художественная сторона не основывается на принципах экологии и не учитывает их, то мы не можем получить полноценный продукт. Что касается стиля, то его диктует место, и он делается шестым чувством. А в моем случае я часто стремлюсь к японскому стилю. Меня восхищает перфекционизм японцев.
- Какую бы свою работу вы вспомнили, и кто был заказчиком?
— В Окрокана. Между прочим, это был для меня первый серьезный японский сад, заказчиком был Бадри Патаркацишвили. Случай особый, я была совершенно свободна, к процессу подключилась жена Бадри – Инна Гудавадзе. Каждая ее идея как заказчика была необыкновенной. Мы очень хорошо работали вместе. Этот сад стал для меня большим вызовом, я многого от себя требовала, каждый миллиметр имел значение, каждый камень укладывался под моим наблюдением, принцип планирования полностью основывался на принципах японского сада и философии, и это означало, что он со всех точек обзора должен был быть уникальным.
Вторым и самым большим вызовом был Мтацминдский парк, поскольку это главный парк не только города, но и всей Грузии. Требовался довольно тактичный подход, чтобы привнести новое, при этом не разрушив старого. Так были созданы павильон бракосочетания, французский партер, детская зона, минималистский песочный сад…
Мне жаль, что не удалось сохранить некоторые растения… Но благодарение Господу и за то, что сохранилось. Тут же хочу отметить роль Бадри Патаркацишвили в закладке этого сада. Это был неоценимый опыт — не только профессиональный, но и счастья человеческого общения. Во главе с ним в этом направлении было сделано немало дел.
Мтацминский парк был его любимым проектом. Удивительной была его включенность в процесс, он стоял над головой у каждого рабочего и проверял каждую деталь. Он в виде этого сада сделал большой подарок городу.