Развитие туризма – стратегическое направление страны, и, соответственно, на развитие его инфраструктуры в течение лет из бюджета тратятся значительные суммы. Строятся аэропорты, прокладываются автомобильные дороги… С помощью местных и иностранных инвестиций постепенно приведены в порядок старые и открылись новые гостиницы, определились туристические маршруты.
Впрочем, туризм – это не только инфраструктура. Для привлечения иностранных туристов необходимы усилия по разным направлениям. Уже много лет вместе с частным сектором культурные мероприятия с участием звезд мировой эстрады и оперного искусства финансирует и государство. Бюджетные средства расходовались на рекламу туристического потенциала Грузии на ведущих телеканалах мира. Несмотря на такие старания, в индексе конкурентоспособности путешествий и туризма Грузия занимает лишь 17-ое место. Возглавляет список Испания. Индекс, выработанный Всемирным экономическим форумом, состоит из 15 критериев и оценивает экономические, инфраструктурные и культурные возможности страны. Так что, заимствуя у "Нацдвижения", браво скажем, что в этом направлении "пока еще много дел!"
Справедливости ради следует отметить и то, что, невзирая на эту незавидную позицию, число международных путешественников и туристов в Грузии росло год от года. Возможно, кто-то возразит, что подобное мнение требует подкрепления статистическими данными. Статистика любит точность, и для большей убедительности обратимся к цифрам и приведем данные только за последние четыре месяца.
Что касается данных 2016 года: по информации Национальной администрации туризма, количество туристических визитов за первые четыре месяца составило 578 100, что на 17% превышает показатель того же периода прошлого года.
В апреле Грузию посетило рекордное число международных путешественников — 462 480 визитеров, и по сравнению с соответствующим периодом прошлого года прирост составил 17,2%. В тот же месяц Грузию посетило 171 235 туристов, что на 20% выше показателя аналогичного периода предыдущего года. Теперь, во избежание путаницы, поясним, что туристом считается тот иностранный визитер, который остается в стране более 24 часов. Возросло число тех иностранных путешественников, которые побывали в Грузии транзитом или с однодневным визитом. Не будем докучать конкретными числами и скажем, что в последний период за этими и другими цифрами, отражающими динамику туризма, просматриваются определенные тенденции.
В частности, больше всего визитов было осуществлено из региона, из соседних государств, но следует сказать, что количество визитов из стран Евросоюза, Восточной Европы, Средней Азии и Азии, в целом, растет. Явно выраженным лидером являются Объединенные Арабские Эмираты, откуда число гостей, по сравнению с тем же периодом прошлого года, увеличилось на 141 процент. Специалисты и эксперты отрасли, наряду с оценкой позитивных тенденций в сфере, довольно недвусмысленно намекают, что туризм – "деликатная" отрасль экономики, поскольку немедленно реагирует даже на незначительный фактор.
По их же разъяснению, на динамику туризма в регионе оказывают влияние политические процессы. Российско-турецкие отношения крайне обострились, в результате, Россия с соседним государством упразднила безвизовый режим, туристические агентства призвали граждан воздержаться от путешествий в Турцию. К этому добавилось также, что в Египет полеты были запрещены, и поток российских туристов в эти страны очень сократился. Справедливо считается, что Грузия может прекрасно воспользоваться этим положением и привлечь большое количество туристов. В создавшейся ситуации и в приблизившийся летний сезон большой поток российских туристов направится именно к Грузии – так предполагают представители турагентств.
Станет ли желаемое реальностью? Ответ на этот вопрос мы получим через несколько месяцев. А пока факт, что для туристического бизнеса вопрос привлечения российских туристов является серьезным вызовом. В стране начался масштабный проект культурных мероприятий CHECK IN GEORGIA, и будем надеяться, он также пойдет на пользу дела. Хотя только песнями и плясками на сей раз ничего не получится, и, как в один голос утверждают эксперты, специалисты отрасли и представители турагентств, к туристическому сезону необходима серьезная подготовка. Абсолютное большинство заявляет, что гостиницы на свои услуги должны установить реальные цены и предлагать туристам нормальный сервис.
Директор туристической компании "Вилкер" Шалва Циколия: "Главное – не только привезти туристов. Важно, чтобы здесь их ждали соответствующее обслуживание и цены. Также необходим контроль над ценами на продукты. Нельзя, чтобы они были такими катастрофическими, как на фестивале "Казантип"… Если мы хотим развивать туристический бизнес, то должны создать и соответственную среду. У нас нет настолько исправной инфраструктуры, чтобы мы могли принять и расселить большой поток туристов".
Руководители и других турагентств единогласно отмечают, что цены и сервис – самые слабые точки нашего туристического бизнеса.
Руководитель туристической компании "Тифлис – Трэвел" Тамаз Читаишвили: "Если их здесь не встретит хороший сервис, то они вообще больше даже не посмотрят в сторону Грузии. Между прочим, приезжают российские туроператоры, но, узнав здешние цены, воздерживаются привозить сюда людей. Мы не сможем составить конкуренцию Шарм-Эль-Шейху и Анталье, не сможем встретить большой поток туристов соответствующим сервисом. Там один человек может отдохнуть за сумму в пределах 500-600 долларов, включая транспорт, гостиницу и питание. А у нас это обойдется в полторы — две тысячи долларов. За такие деньги российские туристы поедут в Грецию, Испанию, Италию или куда еще и там отдохнут, зачем им ехать в Грузию?!"
Трудно не согласиться с пафосом вопроса и еще труднее найти на него убедительный ответ, к тому же – подкрепить его аргументами, когда сам стараешься отдохнуть за пределами страны. И это, по большей части, не потому, что хочешь повидать что-то новое, а просто жизнь научила считать, и понимаешь, что гораздо дешевле и качественнее отдохнешь за пределами родины. Мы все же должны постараться и научиться улыбаться клиенту…
Так надо, если не хотим в конце туристического сезона остаться не солоно хлебавши!