Тамаз Чикваная, Sputnik
Регби сегодня в Грузии по популярности уступает разве что только футболу. Этому во многом способствовали успешные выступления сборной на международной арене. По прогнозам зарубежных специалистов, недалеко время, когда грузинские регбисты будут состязаться наравне с такими грандами, как команды Австралии, Англии и Новой Зеландии.
А главный секрет успеха грузинского регби в том, что в похожую игру здесь играли уже много веков назад, и называется она – лело.
"Лело" — древнейший грузинский боевой клич и означает "забить с силой". Кстати сегодня это слово используется в грузинской спортивной терминологии для обозначения заноса в регби. А в само лело до сих пор играют в селе на западе Грузии.
Одна из версий рождения игры такова: летом 1855 года Хасан-бег Тавдгиридзе со своим девятитысячным войском, в котором, в основном, были объединены омусульманившиеся грузины и турки-аскеры, напал на Грузию.
Хасанбег велел передать: "Мы будем с вами воевать столько, сколько человек вы сумеете вывести".
На грузинской стороне воевали две тысячи гурийских бойцов, т.н. милиция, и 500 русских солдат. Гурийцы отогнали войско Тавдгиридзе к Ланчхути, и в центре тогдашнего села Шухути произошло главное сражение, которое известно в истории как "битва у Шухутперди".
Гурийцы изгнали войско Тавтгиридзе, в тот же день обрел свое вечное пристанище и сам Хасанбег. В бою погибло более 5000 солдат его армии, а гурийцы потеряли всего до 300 человек.
Начиная с тех времен, "лело" проводится на том месте, в селе Шухути, ежегодно в день Пасхи.
О том, что Хасанбега Тавдгиридзе дворянин Эрасти Чкония в битве у Шухути обезглавил одним взмахом меча, написана известная песня "Хасанбегура", и игра в лело в Шухути – отголосок как раз той битвы.
Лело в Шухути ежегодно начинается в день Пасхи, в пять часов вечера, и совершенно невозможно предсказать, когда она закончится. С мячом, который сшит из шкуры домашнего скота и весит ровно 16 килограммов, друг с другом противоборствуют верхний и нижний Шухути.
Лело — игра очень жесткая и исключительно мужская, так как всегда заканчивается травмами. А старожили помнят времена, когда с поля выносили покойников.
Лело всегда начинается со службы в храме. Кожаный мяч каждый раз шьется специально, его набивают смоченным вином песком, шерстью и опилками. Мяч бросает всегда священник местной церкви с порога церкви. Затем следует выстрел из ружья, и жители Нижнего и Верхнего Шухути начинают ожесточенную борьбу.
Победителем становится та часть села, жители которой унесут мяч на свою сторону и положат его у моста, перекинутого через речку.
И еще одна традиция — после игры мяч зарывают на могиле последнего скончавшегося в селе жителя. Шухутское кладбище – своего рода "музей спортивной славы", где на старых и новых могилах чуть ли с незапамятных времен лежит множество мячей лело.
Такова вкратце история появления в Грузии популярной игры. Именно поэтому нынешние грузинские болельщики регби смело заявляют: "Регби – наша игра!"