Ольга Сухаревская, магистр внешней политики, правовед
В бывшем СССР жертвами этой технологии стали Украина, Грузия и Кыргызстан. Некоторые из них даже не один раз. Но история, как всегда, учит тому, что не учит ничему. Ни трагический пример охваченной гражданской войной Украины, ни два государственных переворота в самом Кыргызстане, не сподвигли местный парламент — Жогорку Кенеш — утвердить закон об иностранных неправительственных организациях.
Заговор "грантоедов"
Кыргызстан — одно из государств бывшего Советского союза, в наибольшей мере охваченное сетью различных НПО. Они под видом помощи на развитие страны формируют протестную среду, обостряют клановые и региональные противоречия, вносят раскол в работу органов государственной власти, дезорганизуют проведение выборов.
Согласно данным USAID и Freedom House, в республике существуют 17 тысяч НПО. Не все они активно работают, но и активно действующих для поддержки напряжения в обществе хватает с избытком.
Яркой иллюстрацией служит недавний арест руководителей и членов так называемого "Народного парламента" Бекболота Талгарбекова, Марата Султанова и Торобая Колубаева, которые, по утверждению спецслужб, готовили очередной государственный переворот и даже обсуждали пытки, которые будут применяться к представителям нынешней власти.
Гораздо любопытнее другое. Во время рассмотрения в парламенте проекта закона об иностранных агентах, против введения новых норм регулирования деятельности НПО с зарубежным финансированием, выступили как представители оппозиционных, так и провластных фракции. А до этого, в предыдущих двух чтениях, законопроект был выхолощен до полной неузнаваемости. Не прислушались парламентарии даже к президенту страны Алмазбеку Атамбаеву, который весьма эмоционально высказался о деятельности НПО.
Подобная позиция народных избранников может быть расценена как латентное оппозиционирование и заинтересованность даже орпровластных партий в иностранном финансировании. Так, по мнению востоковеда Александра Князева, ряд государственных функционеров "тесно связаны с ОПГ, в том числе занимающимися наркотранзитом из Афганистана, а также с экстремистскими и террористическими организациями в Афганистане и Пакистане. Получается очень сложная смесь из религиозных радикалов, криминальных структур и коррумпированных спецслужб и правоохранителей, тесно связанная с зарубежными центрами. Есть связи и с западно-ориентированными правозащитными НПО, СМИ".
Торчащие уши США
Крайне резкую оценку авторитетного эксперта разделяют и сами представители кыргызстанских НПО, в качестве контраргумента использующие тезис о том, что правительство страны, активно принимающее иностранную помощь, само является главным "иностранным агентом". Впрочем, оставим эти обвинения на их совести.
Отметим, что, с одной стороны, в последние годы наметилось явное обострение отношений Кыргызстана с США, а проамериканские политические силы проиграли парламентские выборы. С другой, во время турне по Центральной Азии госсекретаря США Джона Керри республика выразила готовность принимать участие в явно антироссийском формате диалога С5+1. Даже "простив" США за вручение премии "правозащитнику" Азимжану Аскарову. Более того, расторгнув договор о сотрудничестве с США и выгнав их с авиабазы Манас, официальный Бишкек тут же согласился получить американскую помощь на реконструкцию аэропорта.
Получив ряд геополитических пощечин от Киргизии, сейчас США пытаются отыграть утраченные позиции, добиваясь если не отстранения от власти, то хотя бы ослабления президента Алмазбека Атамбаева. В свойственном им стиле двойных стандартов Вашингтон, ранее "не видевший" нарушений прав человека в Киргизии, вдруг в очередном докладе Госдепа о ситуации с правами человека отвел республике целых 36 страниц.
Явно повысилась и активность посольства США, проводящего десятки мероприятий "по развитию демократии", включая сбор руководителей наиболее активных НПО в одном из пансионатов на озере Иссык-Куль.
Помимо риска для стабильности государства, подобная деятельность Вашингтона несет в себе и угрозу усиления терроризма в стране, поскольку США для достижения своих целей никогда не брезговали использованием радикальных исламистских группировок. Так, задержанный спецслужбами страны Нурлан Мотуев неоднократно высказывался в поддержку террористической группировки ИГ.
Не стоит забывать также, что в бюджете на 2017 год Госдеп США запланировал выделение 953 миллионов долларов на поддержку демократии в сопредельных с Россией странах, включая республики Центральной Азии. Средства эти проходят по статье "Противодействие российской агрессии через общественную дипломатию и программы внешней помощи, а также создание устойчивого правительства в Европе", по которой в целом планируется потратить 4,3 миллиарда долларов.
Как считает профессор МГУ Андрей Манойло, существует большой риск повторения революции в Кыргызстане. По мнению аналитика, "в Средней Азии силен фактор радикального исламизма. По большому счету, только наличие российских военных баз сдерживает наступление исламистов в Среднюю Азию. Как показывает практика, американцы при свержении неугодных режимов довольно легко находят общий язык даже с самыми оголтелыми фундаменталистами. Достаточно вспомнить опыт "цветных" революций "арабской весны".
Есть ли противоядие?
Повышение активности США и западных НПО в стране, являющейся членом Евразийского союза, ОДКБ, ШОС, СНГ, не может не вызывать тревоги. Напомню, что накануне государственного переворота на Украине число НПО там достигло 2000. По сравнению с 45-миллионной Украиной в небольшом Кыргызстане, с населением в 6 миллионов человек, иностранных агентов на душу населения в разы больше.
При этом, в то время как государства ОДКБ и ШОС значительное внимание уделяют борьбе с подрывной деятельностью иностранных агентов и принимают соответствующие законодательные акты, Кыргызстан фактически является Клондайком для активности НПО.
Подвергшееся "цветной" атаке государство, если за него плотно взялись США и их европейские сателлиты, самостоятельно противостоять агрессии практически не может. Как показал пример Украины, заказчики переворотов, в случае неэффективности мирных протестов, переходят к сценариям вооруженного переворота и гражданской войны. Избежать такого исхода можно либо не пуская западные НПО на свою территорию, либо — неукоснительно выполняя союзнические обязательства.
Таким образом, очередная попытка игры в "многовекторность" со стороны Бишкека явно рассчитана на то, что в случае попытки цветного переворота союзники по ОДКБ и ШОС окажут помощь. Но есть и иной способ — доводить до ситуации, когда эта помощь понадобится.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.