Бесик Пипия
Император Александр III и императрица Мария Федоровна отправились осматривать свои южные владения – Кутаисскую и Тифлисскую губернии осенью 1888 года. Вначале на пароходе "Москва" они сделали остановку в Новом Афоне, где в основном их встретили русские и грузины. Абхазы и родственные им народы (около миллиона человек), как известно, были выселены в Турцию ранее этим же Александром III и его отцом Александром II за то, что они в русско-турецких войнах воевали на стороне турок.
Императорская чета провела в Новом Афоне всего один день. В честь этого события монахи построили на морском берегу часовню, установили у водопада мемориальную доску с надписью, а вдоль дороги от монастыря до церкви Симона Кананита, по которой царь прошел пешком (и ныне называемой "Царской аллеей"), высадили кипарисы. Император подарил монастырю огромные башенные часы.
Затем Александр III отправился на пароходе в Батуми. В честь приезда высоких гостей, это было 25 сентября 1888 года, грянул салют с судов и береговых батарей. Царская семья прямо с пристани отправилась помолиться в единственную православную церковь в городе. После богослужения Их Величества поехали на городскую площадь, где состоялась закладка нового храма. В близлежащем саду посадили на память несколько деревьев. Александр III осмотрел Михайловскую крепость с расположившейся здесь артиллерией, охраняющей батумскую гавань от незваных гостей.
Вечером того же дня царская семья специальным поездом отправилась в Тбилиси. В ожидании высочайшего проезда все станции железной дороги были празднично украшены. Сутки императорская чета провела в Боржоми, гостила у великого князя Михаила Николаевича, имение которого раскинулось в лесистой местности, напоенной ароматом хвои.
Императорский поезд прибыл в Тбилиси утром 28 сентября. По всему роскошно убранному пути от вокзала до главного Дворца, откуда осуществлялось управление, были расставлены войска. У самого входа замер почетный караул, составленный из тридцати молодых людей, отпрысков древних грузинских фамилий. Все близлежащие балконы и крыши домов заняли люди, желающие взглянуть на царскую семью. На протяжении всего движения высоких гостей во Дворец их сопровождало восторженное "Ура!", в воздух летели шапки, то там, то здесь гремел бубен, стучал барабан, заливалась зурна, пищала шарманка. Некоторые приветствовали Их Величества заздравными чарами вина. Народ гулял все три дня пребывания царской семьи в Тбилиси, житейские заботы и трудовые занятия были отложены в сторону.
Государь и Государыня посетили в Тбилиси многие учебные и богоугодные заведения. Побывали в военном госпитале, ознакомились с Кавказским музеем, с интересной коллекций флоры и фауны, Военно-историческим музеем, рассказывающем о Кавказской войне.
Далее путь царской семьи лежал в Кахетию. Весть о том, что в Карданахи прибывают император Александр III и императрица Мария Федоровна, с раннего утра 3 октября 1888 года облетела имение и близлежащие окрестности. Метались всадники в разных направлениях, толпился народ, звучала зурна. Погода стояла ясная и теплая. Около часу дня начали подъезжать придворные фургоны с багажом и императорская прислуга.
В 3 часа дня на цинандальской дороге появились быстро катившиеся экипажи. Это был царский кортеж. Специальные люди вышли к воротам карданахской усадьбы для поднесения хлеба с солью и фруктов. Хлеб был местного приготовления – чуреки; пшеница, соль и фрукты были уложены на блюде, сплетенном из ореховых прутьев. В половине четвертого государь и государыня подъехали к воротам усадьбы под несмолкаемые крики "Ура!" занявшего места на живописном склоне народа. После непродолжительной остановки у ворот гости пешком направились к расположенной неподалеку церкви XVII века Сабацминда. Александр III приложился к кресту, принял икону. Император вошел в алтарь, осмотрел иконостас и утварь, поинтересовался старинными иконами. В момент выхода царя из церкви ученики местной школы пропели по-грузински песню "Мравалжамиер".
Далее Александр III и Мария Федоровна отправились на прогулку в верхний сад, которая продолжалась полтора часа. Император интересовался хозяйством в имении, виноделием, расспрашивал о местах сбыта вина. Гости спустились в винный подвал, где в бочках выдерживались множественные сорта вин. Государь пожелал попробовать вино прямо из бочки, что и было исполнено.
На следующий день государь и государыня вышли в палисадник перед домом, чтобы посадить четыре ореховых дерева. В это время к Его Величеству приблизились два старых отставных офицера с просьбами. Царь, выслушав стариков, приказал главноначальствующему гражданской частью на Кавказе князю Александру Дондукову-Корсакову удовлетворить просьбы этих ветеранов. После посадки деревьев высокие гости отбыли в Сигнахи, а оттуда в монастырь Бодбе, где посетили могилу святой Нино.
Около полудня императорская чета вернулась в Карданахи. В марани, расположенном в винограднике, был накрыт завтрак. В земле были вкопаны кувшины с вином. Государь приблизился к одному из кувшинов, который немедленно был откупорен, и особым тыквенным черпаком был налит первый бокал для Его Величества. Царь похвалил качество белого вина и с видимым удовольствием осушил бокал.
"Особенность завтрака состояла в том, что на стол не подавали бутылок с вином, а вино черпалось из кувшина, помещенного в земле, и разливалось в небольшие глиняные кувшины, которые и подавались к столу, – сообщает летописец. – Государь, желая соблюсти местный обычай, потребовал азарпеш, и все присутствовавшие, начиная с Его Величества, пили, передавая друг другу азарпеш.
Во время завтрака играл оркестр конно-иррегулярного полка и пел хор кубанских казаков. Государь выразил желание приблизить народ, и собравшихся людей допустили во внутрь виноградника, где был высочайший стол. В одно мгновение людская масса заполнила площадку около марани, и началась пляска лезгинки под звуки зурны. Более получаса продолжалось это веселье в присутствии царя и званых гостей. Затем Их Величества вошли в круг танцующих, и близко окруженные толпою, милостиво разговаривали с местными крестьянами и жителями Карданаха, причем государь обратил внимание и выразил свое удовольствие, заметив, что многие из местных жителей-грузин хорошо говорят по-русски, но вместе с тем Его Величество пожалел, что многие из грузинок оставляют свой национальный костюм и одеваются в обыкновенные платья".
В 2 часа дня царский кортеж, сопровождаемый большим числом людей, распевавших грузинские песни, покинул Карданахи. Однако торжества, ликование, песнопения, застолье не прекращались в тот день в имении до позднего вечера.
Обратно в Батуми Александр III отправился той же дорогой. По пути сделал остановку в Кутаиси, посетил древний Гелатский монастырь и могилу царя Давида Агмашенебели (Строителя). В Батуми высокие гости взошли на пароход "Москва". Императорская эскадра снялась с якоря и вышла из батумского рейда, унося царственных путешественников на север.