ТБИЛИСИ, 16 июн — Sputnik, Мария Шелудякова. Усиленный контроль над пограничными каналами и передвижением междугороднего транспорта вполне обоснован в условиях напряженной обстановки в странах, граничащих с Узбекистаном, потому что принимающая сторона саммита несет ответственность за безопасность участников, уверены опрошенные Sputnik эксперты.
В среду появилась информация о том, что узбекские власти в преддверии саммита ШОС, который пройдет в столице 23-24 июня, приняли решение приостановить пропуск граждан через некоторые ККП на границах с Таджикистаном, Кыргызстаном, Казахстаном и Туркменией. Кроме того, были закрыты автобусные маршруты, следующие в Ташкент из областей республики.
Президент ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа" Сергей Гончаров считает, что принимаемые меры обусловлены напряженной ситуацией в Центральной Азии и, в частности, в Казахстане.
"Не вижу в этих действиях ничего предосудительного. Спецслужбы Узбекистана считают, что таким образом они оградят столицу от экстремистов, террористов и бандитов, которые могут угрожать этому мероприятию. Именно принимающая сторона и отвечает за безопасность иностранных делегатов и первых лиц. Я уверен, что это обосновано", — заявил Гончаров.
Бывший сотрудник спецслужб пояснил, что саммит — серьезное мероприятие, участники которого могут стать мишенью. По его словам, чтобы обеспечить весь комплекс мер, требуются колоссальные усилия, несмотря на то, что прибывающие делегации зачастую сопровождаются собственной службой безопасности.
"В этой ситуации надо организовать координацию, чтобы найти общие приемлемые правила допуска. Необходимо уяснить, как и где будут встречаться лидеры, в каком контексте, в каких помещениях, и как они будут охраняться. Это очень трудоемкая работа, и, на самом деле, она требует больших затрат", — подчеркнул эксперт.
По мнению Гончарова, подготовка Ташкента к саммиту гораздо более серьезная, чем к саммиту ШОС в Уфе в 2015 году и в Душанбе в 2014 году. В свете недавних событий в казахстанском городе Актобе проблема безопасности выходит на первый план, и узбекистанцы это хорошо понимают, считает он.
Директор Института стран СНГ Константин Затулин также подчеркнул, что ответственность по обеспечению безопасности берет на себя приглашающая гостей сторона. По его мнению, осуждать узбекистанцев за сверхнормативные меры предосторожности не стоит, учитывая "периодические эпизоды" в самом Узбекистане, такие как андижанский мятеж.
"Статус-кво в Центральной Азии довольно хрупкий, и с этой точки зрения надо быть внимательнее ко всему, что происходит в регионе. Неконтролируемый поток беженцев, расползание исламского фундаментализма и, наконец, террористические вылазки являются серьезной угрозой", — сказал Затулин.
Политолог напомнил, что некоторые страны Центральной Азии являются поставщиками добровольцев, которые борются в Сирии на стороне террористической группировки "Исламское государство". В связи с неудачами террористов наблюдается отток боевиков, вызывая общую тревогу, что многие из них пожелают вернуться и попытаются "установить свои порядки и свою власть".
Саммит Шанхайской организации сотрудничества в 2016 году пройдет 23-24 июня в Ташкенте. Президент России Владимир Путин на встрече с занимавшим по 31 декабря 2015 года пост генерального секретаря ШОС Дмитрием Мезенцевым выразил уверенность, что "узбекские друзья, коллеги сделают все, чтобы саммит (в Ташкенте) прошел на самом высоком уровне". Председательство в ШОС перешло от России к Узбекистану.
В ШОС входят Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Статус наблюдателей имеют Белоруссия, Монголия, Индия, Иран, Пакистан и Афганистан. В июле 2015 года в ШОС была запущена процедура приема в организацию Индии и Пакистана. Председательство в организации на саммите ШОС в Уфе перешло от России к Узбекистану.