День моряка или День мореплавателя (Day of the Seafarer) отмечается ежегодно во многих странах мира 25 июня.
С античных времен история помнит немало славных подвигов моряков. Им посвятили многочисленные романы, повести, песни. О них создали кино- и мультфильмы. Но профессиональный праздник установили только в 2010 году.
Такое решение в тот знаменательный день приняли делегаты стран Международной морской организации, поддержав резолюцию №19.
Этот праздник посвящен морякам торгового флота, который, по последним данным ООН, насчитывается более 1,5 миллиона человек. Их труд имеет важное значение для жизни миллиардов людей по всему миру и зачастую сопряжен с большими рисками. Они несут ответственность за транспортировку товаров, общий объем которых составляет в 9,2 миллиарда тонн в год.
История
Необозримые водные пространства занимают более двух третей поверхности земного шара. Неудивительно, что человек в самые отдаленные времена стремился преодолеть водные преграды. Первыми средствами для этого были примитивные плоты, которые существовали уже в каменном веке.
Кто построил первый корабль сейчас неизвестно. История судостроения и судоходства насчитывает около восьми тысяч лет, что соответствует эпохе неолита. До сих пор наука не может утвердительно сказать, в какой стране зародилось судостроение и где впервые вышел человек в море. Основываясь на новейших исследованиях, предполагают, что это произошло в Египте.
Древний Египет был ведущей в мире морской державой, располагавшей грузовыми судами для торговли и боевыми кораблями для войны. Первые египетские парусные суда строились из папирусного тростника, однако к 2500 году до нашей эры в Египте появились изящные речные суда и корабли из кедра — дерева, завезенного из Ливана. Самым древним из обнаруженных судов является построенная из кедра похоронная барка фараона Хеопса, создателя великой пирамиды
Большими мастерами-судостроителями и искусными мореплавателями древности считались финикийцы. В технологии судостроения они многое переняли у критян, которые, по утверждению исследователей древности, первыми применили киль и шпангоуты, что увеличило прочность корпуса судна. Предполагают, что, отчасти благодаря именно этим техническим усовершенствованиям Крит стал первой морской державой на Средиземном море.
Постепенно другие народы — этруски, греки, карфагеняне и римляне начали оспаривать у финикийцев господствующее положение в судостроении.
На протяжении веков корабли неоднократно изменяли судьбы народов. На них люди отправлялись в дальние плавания в поисках новых земель, новой жизни, новых рынков.
Наиболее разительные перемены в конструкции как торговых, так и боевых кораблей произошли в течение последних 200 лет. С III тысячелетия до нашей эры до начала XIX века нашей эры корабли приводились в движение только с помощью весел и парусов.
Мореплавание в Грузии
Испокон веков Черное море было для Грузии единственным морским путем для общения с внешним миром. Племена древней Грузии Черное море называли просто «згва» (море) и успешно занимались мореходством, морскими промыслами и торговлей.
В XII-XI веках до нашей эры в клинописи царя Ассирии Тиглатпаласара I впервые упоминаются колхи – грузинские племена Причерноморья, которые создали в первом тысячелетии до нашей эры сильное политическое объединение Колха, после распада которого на его месте появилось Царство Колхети, во главе которого стоял царь – по сведениям греческих писателей, представитель династии Аиетидов (потомков легендарного царя Колхети).
Главными морскими городами царства, согласно античным источникам, были: Фазис (вблизи нынешнего Поти), Батус (Батуми), Петра (Цихисдзири), Апсарос (Гонио) и другие. Этот факт достаточно хорошо иллюстрирует, что западногрузинское царство Колхети было и морской державой, которую «отец истории» Геродот упоминал наряду с великими монархиями – Мидией и Ахененидским Ираном.
Согласно эпической поэме "Аргонавтика" Аполлония Родосского (III век до нашей эры) у Эгрисского (Колхидского) царства имелся многочисленный флот, выход которого из гавани напоминал полет "быстрокрылых пернатых".
В поэме упоминается большая морская парусная лодка, построенная колхскими мастерами, которая использовалась для дальних плаваний. Такую лодку называли «хомалди» (судно). По Аполлонию Родосскому, они плавали намного быстрее легендарного корабля аргонавтов "Арго".
О царском флоте древнего Эгриси (в античных источниках — Лазике) сведениями располал и древнегреческий географ и историк Страбон. Он отмечал, что после того как Эгрисское царство вошло в состав Понтийского царства Митридата VI Евпатора, Митридат, который вел войну против Рима, значительно усилился.
На сегодняшний день в Грузии действуют три морских порта, которые расположены в Батуми, Поти и Кулеви.
Агентство морского транспорта Минэкономики Грузии вступило в Международную морскую организацию (IMO) в 1993 году. С помощью IMO Грузия разработала морской кодекс страны.
Пираты
Но, как и любой профессиональный праздник, День моряка — это не только повод поздравить "морских волков". Это, прежде всего, повод заявить о насущных проблемах, с которыми сталкиваются современные моряки. Одной из таких проблем на международном уровне является проблема пиратства.
Пиратство возникло практически одновременно с началом судоходства, и пиратские действия были направлены на захват судов всех категорий.
И если раньше традиционными районами нападения пиратов считались воды Юго-восточной Азии, побережья Африки и Латинской Америки, то сегодня борьба с этим злом ведется всеми государствами на всех морях и океанах. Особенно остро стоит проблема пиратства в водах, примыкающих к африканскому государству Сомали.
Пожелания морякам
Наиболее распространенное пожелание хорошего плавания и успехов – "большому кораблю — большое плавание".
Традиционный тост удачи и хорошего плавания – "семь футов под килем".
Традиционное пожелание хорошего ветра встречному судну, идущему с попутным ветром, от того, кто идет против ветра – "чтобы ветер сильнее дул в твой кливер".
Все моряки обычно желают друг другу – "чтобы не высохли моря и океаны, чтоб не остались мы без работы".
Талисманы "морских волков"
С самых древних времен профессия моряка считалась одной из самых сложных в мире. Поэтому моряки носили различные талисманы и амулеты.
Согласно древним мифам и легендам каждый моряк должен был носить с собой талисман с якорем, который привлекает удачу. Якорь во все времена считался символом возвращения домой.
Камень аквамарин в Древней Греции был талисманом моряков и путешественников, которые полагали, что камень является даром Посейдона. Он был обязательным спутником мореплавателей, когда те отправлялись в длительный путь. Само слово "аквамарин" происходит от слияния двух латинских "aqua", что переводится как "вода", и "marinus", или "морской". Иными словами, этот минерал можно назвать как "морская вода".
Альбатрос читается талисманом всех моряков. Якобы спасает суда от кораблекрушений, и моряки, отправляясь в далекое плавание, всегда брали с собой деревянную фигурку этой птицы.
Хорьки пользовались большим спросом среди моряков флота, а на борту судна становились всеобщими любимцами.
Морские приметы
Матросы обычно считают плохой приметой потерять в море тряпку или ведро. Нечаянное падение швабры за борт – плохая примета. Нельзя сообщать посторонним людям день отъезда, что бы не сглазили на дорогу.
Для успешного путешествия следует положить серебряную монетку под топ мачту яхты или судна.
Подкова – тоже важный морской атрибут. Если подкову прибить к мачте, на двери каюты или под палубой, то удача обязательно поможет кораблю. Кстати, вешают подковы разными способами.
Не следует показывать пальцем на небо — это может разгневать богов и принести шторм или штиль. В каждом порту все знают, что указывать пальцем на судно, выходящее из него, значит обречь его на гибель.
Серьга тоже появилась у моряков неслучайно. Серьга в правом ухе оберегает от ревматизма и ослабления зрения. В средневековье моряки верили, что серьга в ухе не дает человеку утонуть. Поэтому все бравые моряки носили по одной серьге — это чтобы отличаться от женщин, которые носили по две.
Табу свистеть в море. От этого может измениться ветер или начаться шторм. Свист раздражает и гневит морских богов.
Если чайки сели в воду — жди хорошую погоду. Если ходят по песку — морякам сулят тоску. Птицы, коль к берегу держат свой путь — ветер здоровый, поверь, будет дуть. Если солнце село в воду — жди хорошую погоду. Если солнце село в тучу — берегись, получишь бучу.
Морская татуировка также важна, как дань морским богам и надежда на спасение. Удачу приносили изображение моря (символа надежды), черной кошки, четырехлепесткового клеверного листа, подковы и других символов.
Чаще всего на тело наносились религиозные символы, у христиан — распятие. Этим преследовалась цель получить покровительство богов, а также в случае гибели моряка по этим татуировкам, можно было определить какой веры утопленник, а значит и по каким обычаям его хоронить.
Было принято устраивать купание для тех, кто впервые пересекает экватор.
За борт не плевать, на кнехты не садиться, на переходе не бриться, не становиться без необходимости спиной к лобовым иллюминаторам, т.е. к направлению движения судна. Рыбацкие сапоги не вносить на борт на плече — только под мышкой.
В пятницу и понедельник судно не уходит с порта приписки. Маски в Африке не следует покупать. Легенды гласят, что в них проклятья.
Женщина на борту – к беде.
Материал подготовлен на основе открытых источников