День моряка 25 июня 2018: поздравления, история и суть праздника

© photo : Besik PipiyaГрузия. Море
Грузия. Море - Sputnik Грузия
Подписаться
Человек с незапамятных времен стремился преодолеть водные преграды, создавая изначально примитивные плоты. Со временем технология развивалась, но до начала XIX века суда приводились в движение лишь с помощью весел и парусов.

День моряка или День мореплавателя (Day of the Seafarer) отмечается ежегодно во многих странах мира 25 июня.

С античных времен история помнит немало славных подвигов моряков. Им посвятили многочисленные романы, повести, песни. О них создали кино- и мультфильмы.  Но профессиональный праздник установили только в 2010 году.

Дельфинарий в Батуми - Sputnik Грузия
Дельфинам нравится черноморское побережье Грузии

Такое решение в тот знаменательный день приняли делегаты стран Международной морской организации, поддержав резолюцию №19.

Этот праздник посвящен морякам торгового флота, который, по последним данным ООН, насчитывается более 1,5 миллиона человек. Их труд имеет важное значение для жизни миллиардов людей по всему миру и зачастую сопряжен с большими рисками. Они несут ответственность за транспортировку товаров, общий объем которых составляет в 9,2 миллиарда тонн в год.

История

Необозримые водные пространства занимают более двух третей поверхности земного шара. Неудивительно, что человек в самые отдаленные времена стремился преодолеть водные преграды. Первыми средствами для этого были примитивные плоты, которые существовали уже в каменном веке.

Кто построил первый корабль сейчас неизвестно. История судостроения и судоходства насчитывает около восьми тысяч лет, что соответствует эпохе неолита. До сих пор наука не может утвердительно сказать, в какой стране зародилось судостроение и где впервые вышел человек в море. Основываясь на новейших исследованиях, предполагают, что это произошло в Египте.

Корабли НАТО в Балтийском море во время учений - Sputnik Грузия
Планируются морские испытания рельсотрона

Древний Египет был ведущей в мире морской державой, располагавшей грузовыми судами для торговли и боевыми кораблями для войны. Первые египетские парусные суда строились из папирусного тростника, однако к 2500 году до нашей эры в Египте появились изящные речные суда и корабли из кедра — дерева, завезенного из Ливана. Самым древним из обнаруженных судов является построенная из кедра похоронная барка фараона Хеопса, создателя великой пирамиды

Большими мастерами-судостроителями и искусными мореплавателями древности считались финикийцы. В технологии судостроения они многое переняли у критян, которые, по утверждению исследователей древности, первыми применили киль и шпангоуты, что увеличило прочность корпуса судна. Предполагают, что, отчасти благодаря именно этим техническим усовершенствованиям Крит стал первой морской державой на Средиземном море.

Постепенно другие народы — этруски, греки, карфагеняне и римляне начали оспаривать у финикийцев господствующее положение в судостроении.

На протяжении веков корабли неоднократно изменяли судьбы народов. На них люди отправлялись в дальние плавания в поисках новых земель, новой жизни, новых рынков.

Sea Hawk(Морской Ястреб) приземляется на палубу ракетного эсминца - Sputnik Грузия
Балтийский флот оказался на линии соприкосновения с НАТО

Наиболее разительные перемены в конструкции как торговых, так и боевых кораблей произошли в течение последних 200 лет. С III тысячелетия до нашей эры до начала XIX века нашей эры корабли приводились в движение только с помощью весел и парусов.

Мореплавание в Грузии

Испокон веков Черное море было для Грузии единственным морским путем для общения с внешним миром. Племена древней Грузии Черное море называли просто «згва» (море) и успешно занимались мореходством, морскими промыслами и торговлей.

В XII-XI веках до нашей эры в клинописи царя Ассирии Тиглатпаласара I впервые упоминаются колхи – грузинские племена Причерноморья, которые создали в первом тысячелетии до нашей эры сильное политическое объединение Колха, после распада которого на его месте появилось Царство Колхети, во главе которого стоял царь – по сведениям греческих писателей, представитель династии Аиетидов (потомков легендарного царя Колхети).

Главными морскими городами царства, согласно античным источникам, были: Фазис (вблизи нынешнего Поти), Батус (Батуми), Петра (Цихисдзири), Апсарос (Гонио) и другие. Этот факт достаточно хорошо иллюстрирует, что западногрузинское царство Колхети было и морской державой, которую «отец истории» Геродот упоминал наряду с великими монархиями – Мидией и Ахененидским Ираном.

Танкер - Sputnik Грузия
Минэкономики: грузинский моряк, похищенный пиратами, на свободе

Согласно эпической поэме "Аргонавтика" Аполлония Родосского (III век до нашей эры) у Эгрисского (Колхидского) царства имелся многочисленный флот, выход которого из гавани напоминал полет "быстрокрылых пернатых".

В поэме упоминается большая морская парусная лодка, построенная колхскими мастерами, которая использовалась для дальних плаваний. Такую лодку называли «хомалди» (судно). По Аполлонию Родосскому, они плавали намного быстрее легендарного корабля аргонавтов "Арго".

О царском флоте древнего Эгриси (в античных источниках — Лазике) сведениями располал и древнегреческий географ и историк Страбон. Он отмечал, что после того как Эгрисское царство вошло в состав Понтийского царства Митридата VI Евпатора, Митридат, который вел войну против Рима, значительно усилился.

На сегодняшний день в Грузии действуют три морских порта, которые расположены в Батуми, Поти и Кулеви.

Агентство морского транспорта Минэкономики Грузии вступило в Международную морскую организацию (IMO) в 1993 году. С помощью IMO Грузия разработала морской кодекс страны.

Судно в порту Поти - Sputnik Грузия
Панамское судно оштрафовали за слив фекальных масс в Черное море

Пираты

Но, как и любой профессиональный праздник, День моряка — это не только повод поздравить "морских волков". Это, прежде всего, повод заявить о насущных проблемах, с которыми сталкиваются современные моряки. Одной из таких проблем на международном уровне является проблема пиратства.

Пиратство возникло практически одновременно с началом судоходства, и пиратские действия были направлены на захват судов всех категорий.

И если раньше традиционными районами нападения пиратов считались воды Юго-восточной Азии, побережья Африки и Латинской Америки, то сегодня борьба с этим злом ведется всеми государствами на всех морях и океанах. Особенно остро стоит проблема пиратства в водах, примыкающих к африканскому государству Сомали.

Пожелания морякам

Наиболее распространенное пожелание хорошего плавания и успехов – "большому кораблю — большое плавание".

Традиционный тост удачи и хорошего плавания – "семь футов под килем".

Танкер перед выходом в море. Архивное фото - Sputnik Грузия
Следователи РФ изучают причины пожара на танкере в Каспийском море

Традиционное пожелание хорошего ветра встречному судну, идущему с попутным ветром, от того, кто идет против ветра – "чтобы ветер сильнее дул в твой кливер".

Все моряки обычно желают друг другу – "чтобы не высохли моря и океаны, чтоб не остались мы без работы".

Талисманы "морских волков"

С самых древних времен профессия моряка считалась одной из самых сложных в мире. Поэтому моряки носили различные талисманы и амулеты.

Согласно древним мифам и легендам каждый моряк должен был носить с собой талисман с якорем, который привлекает удачу. Якорь во все времена считался символом возвращения домой.

Камень аквамарин в Древней Греции был талисманом моряков и путешественников, которые полагали, что камень является даром Посейдона. Он был обязательным спутником мореплавателей, когда те отправлялись в длительный путь. Само слово "аквамарин" происходит от слияния двух латинских "aqua", что переводится как "вода", и "marinus", или "морской". Иными словами, этот минерал можно назвать как "морская вода".

Альбатрос читается талисманом всех моряков. Якобы спасает суда от кораблекрушений, и моряки, отправляясь в далекое плавание, всегда брали с собой деревянную фигурку этой птицы.

Хвостатый экипаж - коты в форме служат на корабле и ходят в море - Sputnik Грузия
Хвостатый экипаж - коты в форме "служат" на корабле и ходят в море

Хорьки пользовались большим спросом среди моряков флота, а на борту судна становились всеобщими любимцами.

Морские приметы

Матросы обычно считают плохой приметой потерять в море тряпку или ведро. Нечаянное падение швабры за борт – плохая примета. Нельзя сообщать посторонним людям день отъезда, что бы не сглазили на дорогу.

Для успешного путешествия следует положить серебряную монетку под топ мачту яхты или судна.

Подкова – тоже важный морской атрибут. Если подкову прибить к мачте, на двери каюты или под палубой, то удача обязательно поможет кораблю. Кстати, вешают подковы разными способами.

Не следует показывать пальцем на небо — это может разгневать богов и принести шторм или штиль. В каждом порту все знают, что указывать пальцем на судно, выходящее из него, значит обречь его на гибель.

Пиратский флаг - Sputnik Грузия
Нигерийские пираты похитили российского моряка

Серьга тоже появилась у моряков неслучайно. Серьга в правом ухе оберегает от ревматизма и ослабления зрения. В средневековье моряки верили, что серьга в ухе не дает человеку утонуть. Поэтому все бравые моряки носили по одной серьге — это чтобы отличаться от женщин, которые носили по две.

Табу свистеть в море. От этого может измениться ветер или начаться шторм. Свист раздражает и гневит морских богов.

Если чайки сели в воду — жди хорошую погоду. Если ходят по песку — морякам сулят тоску. Птицы, коль к берегу держат свой путь — ветер здоровый, поверь, будет дуть. Если солнце село в воду — жди хорошую погоду. Если солнце село в тучу — берегись, получишь бучу.

Морская татуировка также важна, как дань морским богам и надежда на спасение. Удачу приносили изображение моря (символа надежды), черной кошки, четырехлепесткового клеверного листа, подковы и других символов.

Чаще всего на тело наносились религиозные символы, у христиан — распятие. Этим преследовалась цель получить покровительство богов, а также в случае гибели моряка по этим татуировкам, можно было определить какой веры утопленник, а значит и по каким обычаям его хоронить.

Было принято устраивать купание для тех, кто впервые пересекает экватор.

Поти - морской порт и город в Грузии - Sputnik Грузия
Трудоустройство грузинских моряков на турецких судах упростится

За борт не плевать, на кнехты не садиться, на переходе не бриться, не становиться без необходимости спиной к лобовым иллюминаторам, т.е. к направлению движения судна. Рыбацкие сапоги не вносить на борт на плече — только под мышкой.

В пятницу и понедельник судно не уходит с порта приписки. Маски в Африке не следует покупать. Легенды гласят, что в них проклятья.

Женщина на борту – к беде.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Лента новостей
0