Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
Вынесенная в заголовок мысль — из серии чересчур очевидных. Поскольку англичане проголосовали за выход из ЕС, а на ташкентском саммите Шанхайской организации сотрудничества к ключевым документам ШОС присоединились Индия и Пакистан. И произошло это — развал там и интеграция здесь — в один день. А дальше, как отмечается в комментарии, опубликованном на сайте РИА Новости, идут частности, и в них, как всегда, самое интересное.
Здесь вам не стадион
Заметим, что с формальной точки зрения никаких торжественных церемоний по интеграции Индии и Пакистана не замечено, к шести флагам нынешних членов ШОС новые два не были добавлены.
Принципиальное решение об их вступлении было принято еще год назад, на саммите в Уфе, а сейчас произошло следующее: лидеры шести стран ШОС по итогам саммита приняли меморандумы об обязательствах индийских и пакистанских коллег по присоединению к действующим конвенциям объединения, обязательным для каждого ее государства-члена.
На эту тему на итоговой пресс-конференции высказался президент Владимир Путин.
"Вы видели, — отметил он, — мы подошли к приёму двух крупных стран — Индии и Пакистана, остались чистые формальности, можно считать, что они уже со следующего года будут полноценными членами этой организации. С их вступлением, конечно, организация приобретает другое звучание и другой вес… И в этой связи можно с полной уверенностью сказать, что саммит прошёл успешно".
Дальше он начал подробно отвечать на вопрос об Англии и ЕС.
Как видим, здесь вам не стадион, играть в игру "Евразия — ЕС один-ноль" никто не собирается. ШОС существует не для противостояния, тем более пропагандистского, всем остальным.
При этом подключение индийцев и пакистанцев самого разного уровня ко всем механизмам ШОС — техника дела, но долгая техника, остается еще около 30 документов, которые тоже нужно подписать. Это долгая бюрократическая процедура, требующая иногда согласования с парламентами или ведомствами.
Да и весь саммит в целом шел в деловом режиме. Подписаны заранее согласованные документы — Ташкентская декларация ШОС, план действий организации на 2016-2020 годы по реализации Стратегии развития ШОС до 2025 года, утвержден доклад Совета региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС о своей деятельности в 2015 году, и т.д.
Эффектной, менявшей мировую политическую географию деятельность ШОС была на первой и каких-то ключевых стадиях ее работы (типа саммита в Уфе), а сегодня она сводится к идущей во множестве советов и комиссий непрерывной работе по созданию, по сути, инфраструктуры сотрудничества — часто там, где ее раньше не было. Саммиты лишь обобщают опыт происходящего за год, делая это в довольно канцелярской форме. В Ташкенте это проявилось особенно сильно.
Не повторять чужих ошибок
Хотя можно было бы обратить внимание на мысль, проводившуюся на стадии подготовки документов нынешнего саммита, об усилении военной составляющей организации без перемен в ее статусе. Но это имеет отношение к возможным неприятностям со стороны Афганистана, точнее, экстремистских, джихадистских сил в регионе.
Но если перед нами не союз, то что это такое? Наверное, попытка выстроить новую, современную модель отношений между странами, которые объединяет один регион, но разделяет множество особенностей, которые эти страны желают сохранить, а не оказаться нивелированными какими-то жесткими правилами и стандартами.
Это вызов стандартизированному Западу? Нет, просто попытка не повторять его ошибки, особенно наглядные сегодня, в "день независимости Великобритании". Именно попытка — никто не сказал, что она обречена на успех.
Заметим, что речь идет об "открытом регионализме" — то есть никто не мешает странам-участницам состоять в каких-то других объединениях. Это совершенно не западный подход, и иногда он сильно тормозит работу ШОС как организации. Но по-другому, видимо, нельзя.
Другое дело, что в том самом документе, который подписали сегодня Индия и Пакистан, подразумевается, что члены ШОС не должны работать против интересов друг друга. Но отношения многих из них остаются затаенно-напряженными. Другое дело, что ШОС как минимум служит площадкой, где можно попробовать договориться.
Посмотрим на список тех, кто так или иначе участвует в ШОС. Это 18 стран. Полноправных участников к следующему саммиту, в Астане через год, будет 8. Китай и Индия, Россия и Казахстан, Пакистан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия. Прочие — со статусом наблюдателей, партнеров и т.д. — их соседи, которые подчас просто присматриваются к процессу интеграции. В общем-то более разные страны трудно себе представить.
Такими же разными были страны Европы в начале интеграции. Они пошли по пути нивелировки особенностей, урезания суверенитета. Они, как видим, ошиблись. Но это не значит, что наша интеграция более правильная — она тоже идет с трудом. Кстати, судя по некоторым высказываниям президента Узбекистана Ислама Каримова, хозяина встречи, в этот раз работа по подготовке саммита шла тяжело.
"Формула ШОС" на данный момент выглядит просто. Не допустить военно-политических потрясений в Центральной Азии и построить инфраструктуру (дороги, логистические центры, информационные базы и законодательство), которая бы соединила всех действительно в один регион.
Заметим, что к такой инфраструктуре относятся культура и образование, которые в рамках ШОС активизируются, то есть создается общее гуманитарное пространство Евразии. Процесс этот мало того что громаден — он по сути вечен.
И не забудем, что ШОС — это не весь объем отношений между, допустим, Россией и Индией или Китаем и Россией, а только то, что касается по сути заново создаваемого региона Центральной Азии. То есть чисто региональный проект. Вы можете сколько угодно, как это делают китайцы, говорить, что воссоздается древняя модель мира, в центре которого веками был Великий шелковый путь, из Китая в Европу, но ведь мы все знаем, что на самом деле речь о формировании будущего, а не восстановлении прошлого.