ТБИЛИСИ, 30 июн – Sputnik. Необычайной красоты, но капризная природа в Дарьяльском ущелье диктует свои условия. Сели, наводнения, лавины периодически выстраивают километровые автомобильные очереди на единственном действующем на сегодняшний день сухопутном пути из Грузии в Россию.
Так называемая Военно-грузинская дорога, а ныне Мцхета-Степанцминда-Ларси, всегда считалась одной из самых опасных и самых древних в Грузии. Открылась она в 1793 году.
Сообщение между Грузией и Россией было прервано в период с 2006 по 2011 год по техническим причинам. Официальной причиной тогда назвали перестройку контрольно-пропускных пунктов на границе.
В остальных случаях причиной прекращения движения на дороге, которая находится на высоте более 2,3 тысячи метров над уровнем моря, становились капризы природы.
Самая главная дорога
После конфликтов в Абхазии и Цхинвальском регионе (Южная Осетия) в начале 1990-х годов Военно-грузинская дорога стала единственной связующей транспортной артерией между Грузией и Россией. Она также стала единственным сухопутным путем в Россию для Армении.
С развитием грузино-российских торговых отношений и туризма Военно-грузинская дорога стала приобретать все большее значение. В 2013 году, спустя семилетнее эмбарго, грузинская продукция вернулась на российский рынок.
Теперь к вереницам трайлеров, перевозящих товары из Армении в Россию, добавились грузовые автомобили с вином, овощами и фруктами из Грузии.
Стало увеличиваться и количество туристов из России, предпочитающих автомобильный путь дорогим авиабилетам.
За первые пять месяцев с начала года в Грузию из России через КПП "Казбеги – Верхний Ларс" въехали более 293 тысячи человек. В основном это граждане России и Армении.
Беснующийся Терек и глобальное потепление
От мелких лавин зимой и обвалов горной породы летом автомобилистов еще могут защитить туннели, но оползни, селевые потоки, снегопады и наводнения являются самым страшным бичом для тех, кто путешествует или занимается перевозкой товаров через границу.
Наиболее очевидно это стало в мае 2014 года, когда из-за непривычно высокой температуры воздуха с северо-западного склона горы Казбек сошла часть ледника Девдораки. В результате мощный селевой поток сошел в Дарьяльское ущелье и перекрыл русло реки Терги (Терек), вызвав наводнение и разрушив дорогу. Тогда погибли шесть человек.
Власти стали размышлять над тем, как усмирить природу. Было решено изменить русло реки. На восстановление дороги понадобился почти месяц.
Спустя два года природа вновь громко заявила о себе. В результате ливневых дождей 23 июня 2016 года, как и в прошлый раз, откололась часть Девдоракского ледника и обрушилась прямо в реку Терги, которая изменила русло и хлынула на трассу.
Селевой поток дошел до реки Девдораки, которая также вышла из берегов и смыла участок автомобильной дороги протяженностью 800 метров. Две реки – Терек и Девдораки — затопили все вокруг.
На этот раз сработала метеостанция, расположенная у опасного ущелья, и к счастью обошлось без жертв.
В последнее время фактически на всех ледниках Кавказа наблюдается интенсивное таяние. Геологи полагают, что это может быть связано с глобальным потепления.
Дело чести
Власти Грузии, как страны, активно развивающей туризм, и являющейся центром транзита в Закавказье, незамедлительно приступили к борьбе с последствиями стихийного бедствия. Первостепенной задачей стало возвращение разбушевавшихся горных рек в свои русла.
День и ночь на месте работали специалисты. Спустя шесть дней усердная работа дала результаты — река Терек вернулась в свое русло.
Из ущелья Амали-Девдораки 24 июня эвакуировали порядка 200 человек. Десятки человек, в том числе туристы и сотрудники КПП "Казбеги" укрывались в мужском монастырском комплексе святых Архангелов в ущелье.
На следующий день, 25 июня, тех, кто направлялся в Россию, вертолетом доставили к грузино-российской границе. Еще порядка 60 человек 26 июня вертолетом из поселка Казбеги доставили до Дарьяльского ущелья, а оттуда полиция довезла их на машинах до ТПП "Казбеги".
Водителям трайлеров, перевозившим скоропортящиеся продукты, предложили альтернативный маршрут в направлении России — через Азербайджан.
Помимо этого, свежие овощи и фрукты из Армении, которые перевозили на 55 грузовых машинах, доставили в Россию по морю на паромах.
Благодаря предпринятым властями Грузии мерам пробка на Военно-грузинской дороге рассосалась. Сейчас там остаются девять грузовых машин, которые терпеливо ждут открытия дорожного сообщения между странами.
Власти Грузии обещают восстановить разрушенный участок дороги через две недели.
Дорогу в очередной раз приведут в порядок, но никто не дает гарантий, что природа вновь не принесет сюрпризы тем, кто едет из Грузии в Россию и обратно.